г. Казань
28 июля 2011 г. |
Дело N А55-24999/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Меленьтевой Р.Р., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Волгоспецремстрой" - Валюженич М.М. по доверенности от 18.07.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2011 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-24999/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоспецремстрой", г. Самара (ИНН 6311088619, ОГРН 1066311047802) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решений и обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал", г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгоспецремстрой" (далее - ООО "Волгоспецремстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, управление, заинтересованное лицо), выраженных в сообщениях от 16.11.2010 N 01/390/2010-663, N 01/390/2010-604, N 01/390/2010-700 об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности ООО "Волгоспецремстрой" на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Паровозная, дом 21: нежилое здание (здание гаража), литеры Д, д, Д1, площадью 59,90 кв. м; нежилое здание (ангар), литера Б, площадью 351,30 кв. м; нежилое здание (ангар), литера В, площадью 428,80 кв. м и обязании управления устранить допущенные нарушения прав заявителя путем государственной регистрации перехода права и права собственности ООО "Волгоспецремстрой" на указанные объекты.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2010 в качестве третьих лиц по делу привлечены: муниципальное предприятие городского округа Самара "Ремжилуниверсал" (далее - МП "Ремжилуниверсал"), Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011, заявленные обществом требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Самарской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как не соответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Волгоспецремстрой" в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 30.09.2010 ООО "Волгоспецремстрой" и МП "Ремжилуниверсал" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности на объекты недвижимого имущества: нежилое здание (здание гаража) литеры Д, д, Д1 площадью 59,90 кв. м, нежилое здание (ангар) литера Б площадью 351,30 кв. м, нежилое здание (ангар) литера В площадью 428,80 кв. м, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Паровозная, дом 21.
Сообщениями от 16.11.2010 исх. N 01/390/2010-663, N 01/390/2010-604, N 01/390/2010-700 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации перехода права и права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
ООО "Волгоспецремстрой", посчитав данные отказы незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ООО "Волгоспецремстрой" требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что реализация спорных нежилых помещений путем заключения договоров купли-продажи от 23.08.2010 N 474, от 17.09.2010 N 533 не нарушает норм действующего законодательства и соответствует уставной деятельности муниципального предприятия.
При этом суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Пунктом 3.5 Положения "О порядке передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара" (далее - Положение), утвержденного постановлением Самарской городской Думы от 01.06.2001 N 76, предусмотрено, что для получения письменного согласия на совершение сделки с недвижимым имуществом, крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом предприятия, иной сделки, предприятие представляет в Департамент управления имуществом городского округа Самара документы по перечню, утверждаемому Департаментом.
На основании пункта 3.6 Положения в течение тридцати дней с момента получения необходимых документов Департамент принимает решение о согласовании соответствующих сделок по распоряжению имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, либо об отказе в их согласовании.
Департамент управления имуществом городского округа Самара в ответ на обращение МП "Ремжилуниверсал" письмом от 23.06.2010 N 15-07-04/33173 дал согласие на реализацию вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
Отклоняя довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что сделки купли-продажи противоречат уставным целям деятельности МП "Ремжилуниверсал", суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что согласно пункту 2.3.2 устава МП "Ремжилуниверсал" муниципальное предприятие вправе осуществлять операции с недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, в том числе с целью реконструкции и (или) ремонта строений объектов благоустройства городского округа и приобретение жилых помещений.
Довод управления о том, что сделка противоречит Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона, согласно которому действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения, должна осуществляться с согласия антимонопольного органа или с использованием публичных процедур - торгов (конкурсов, аукционов) в силу соблюдения порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренной Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подлежит отклонению.
С учетом понятия муниципальной преференции, приведенного в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также ограниченного круга субъектов, к компетенции которых относятся полномочия по ее предоставлению, рассматриваемые правоотношения по реализации объекта недвижимости не могут быть приравнены к предоставлению муниципальной преференции.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что МП "Ремжилуниверсал" и ООО "Волгоспецремстрой" на государственную регистрацию были представлены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", соответствующие требованиям, указанным в статье 18 данного Федерального закона, и у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации перехода права и права собственности на спорные объекты недвижимости.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Управления Росреестра по Самарской области, фактически направлены на переоценку установленных арбитражными судами обстоятельств по делу.
В связи с этим суд кассационной инстанции, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, находит, что они подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по делу N А55-24999/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.Р. Меленьтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения, должна осуществляться с согласия антимонопольного органа или с использованием публичных процедур - торгов (конкурсов, аукционов) в силу соблюдения порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренной Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подлежит отклонению.
С учетом понятия муниципальной преференции, приведенного в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также ограниченного круга субъектов, к компетенции которых относятся полномочия по ее предоставлению, рассматриваемые правоотношения по реализации объекта недвижимости не могут быть приравнены к предоставлению муниципальной преференции.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что МП "Ремжилуниверсал" и ООО "Волгоспецремстрой" на государственную регистрацию были представлены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", соответствующие требованиям, указанным в статье 18 данного Федерального закона, и у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации перехода права и права собственности на спорные объекты недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2011 г. N Ф06-6370/11 по делу N А55-24999/2010