г. Казань
28 июля 2011 г. |
Дело N А65-35739/2009 |
См. также Постановление ФАС ПО от 21 октября 2010 г. N А65-35739/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Прилуковой Е.М., доверенность от 20.02.2011 N 12,
ответчика - Фетисовой Ю.П., доверенность от 31.12.2010 N АГ-05/16222,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электротранспорт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2011 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е.Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-35739/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электротранспорт" (ИНН 1650073760, ОГРН 1021602020505) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения и предписания, при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Джойта", Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Электротранспорт" (далее - общество, общество "Электротранспорт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 18.09.2009 по делу N 96тр/05 в части, касающейся пунктов 1-5 решения и 1-4 предписания.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.03.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2010 принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан. При новом рассмотрении суду указано на необходимость дачи соответствующей правовой оценки выводам антимонопольного органа о доминирующем положении общества на локальном рынке услуг по транспортировке сточных вод в пределах присоединенных канализационных сетей заявителя, письму Комитета Республики Татарстан по тарифам от 15.05.2009 N 1-30/1028 и о возможности присоединения сетей общества с ограниченной ответственностью "Джойта" (далее - общество "Джойта") к системам коммунальной канализации закрытого акционерного общества "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (далее - общество "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить упомянутые судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением управления от 18.09.2009 по делу N 96тр/05 общество "Электротранспорт" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (в завышении цен на услугу по транспортировке сточных вод, оказываемого обществу "Джойта").
На основании указанного решения заявителю выдано предписание от 18.09.2009 о прекращении в срок до 01.11.2009 нарушения антимонопольного законодательства.
Как следует из содержания принятых по делу судебных актов, отказывая в удовлетворении требований общества, суды всесторонне исследовали представленные по делу доказательства и, руководствуясь пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, пунктом 1.4 Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 28.12.2000 N 302, пришли к выводу о том, что, осуществляя прием, транспортировку и передачу сточных вод иных лиц, общество "Электротранспорт" является организацией коммунального комплекса в части транспортировки сточных вод (составной части процесса водоотведения).
Указанное подтверждается и письмом Комитета Республики Татарстан по тарифам от 15.05.2009 N 1-30/1028, в соответствии с которым в городе Набережные Челны заявитель, осуществляющий эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, является одним из поставщиков услуг в сфере водоотведения.
Поэтому регулирующий орган города Набережные Челны в лице исполнительного комитета обязан устанавливать тарифы на коммунальные услуги согласно действующему законодательству.
Как установлено судами, общество "Джойта" ежегодно заключает договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с обществом "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" и производит оплату согласно тарифам, утвержденным нормативными актами уполномоченных государственных органов. По вышеуказанному договору общество "Джойта" с 01.01.2009 оплачивает за 1 куб.м. водоотведения сточных вод 6,74 рублей.
В связи с тем, что данная организация не имеет собственных труб по транспортировке сточных вод, она дополнительно заключила договор на транспортировку сточных вод с обществом "Электротранспорт", имеющей в собственности свои трубы, подведенные к системе пожаризации общества "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ".
Согласно пункту 3.1 указанного договора на транспортировку сточных вод расчеты производятся согласно тарифам. Как усматривается из калькуляции цен, ежегодный рост цен на услуги общества "Электротранспорт" составляет 100 процентов.
Так, стоимость транспортировки 1 куб.м. хозбытовых стоков установлена договором на 01.03.2007 - 3,27 рублей, на 01.02.2008 - 6,35 рублей, на 01.02.2009 - 12,26 рублей.
При этом, как установлено антимонопольным органом, общество "Электротранспорт" самостоятельно установило тариф на транспортировку сточных вод и в орган тарифного регулирования муниципального образования города Набережные Челны по установлению тарифа на оказание услуги по транспортировке сточных вод не обращалось. Указанный факт подтверждается письмом Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан от 14.05.2009 N 03/979.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Суды признали, что антимонопольным органом установлено доминирующее положение общества "Электротранспорт" на локальном рынке услуг по транспортировке сточных вод, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, ул. Коммунальная, д. 59, в пределах присоединенных канализационных сетей заявителя. Доказательств того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим, заявителем не представлено.
Поэтому антимонопольный орган правомерно признал общество "Электротранспорт" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Суды также исследовали вопрос о возможности присоединения канализационных сетей общества "Джойта" к системам коммунальной канализации общества "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ". Как указано судами, присоединение канализационных сетей общества "Джойта" к системам коммунальной канализации общества "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" возможно только при строительстве отдельной канализации и прокладки новой канализационной трассы и связано со значительными временными и денежными затратами, экономически и технически нецелесообразно. В этой связи товарный рынок ограничен присоединенными сетями заявителя, на котором общество является единственным продавцом услуги по транспортировке сточных вод.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При названных условиях судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 по делу N А65-35739/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электротранспорт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Электротранспорт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 07.06.2011 N 207.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из содержания принятых по делу судебных актов, отказывая в удовлетворении требований общества, суды всесторонне исследовали представленные по делу доказательства и, руководствуясь пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, пунктом 1.4 Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 28.12.2000 N 302, пришли к выводу о том, что, осуществляя прием, транспортировку и передачу сточных вод иных лиц, общество "Электротранспорт" является организацией коммунального комплекса в части транспортировки сточных вод (составной части процесса водоотведения).
...
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Суды признали, что антимонопольным органом установлено доминирующее положение общества "Электротранспорт" на локальном рынке услуг по транспортировке сточных вод, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, ... , в пределах присоединенных канализационных сетей заявителя. Доказательств того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим, заявителем не представлено.
Поэтому антимонопольный орган правомерно признал общество "Электротранспорт" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2011 г. N Ф06-6326/11 по делу N А65-35739/2009
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15388/11
28.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6326/11
26.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3681/11
21.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-35739/2009
02.07.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5673/10