г. Казань
08 августа 2011 г. |
Дело N А57-14072/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей:
заинтересованных лиц: Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Парамоновой Т.Н., доверенность от 16.12.2010 N 02-07/05-19514; Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Животиковой Ю.О., доверенность от 21.12.2010 N исх/792/014ж
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
иного заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амис", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.01.2011 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Жевак И.И.)
по делу N А57-14072/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амис", г. Саратов (ИНН 6455040696, ОГРН 1056405513471)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о признании незаконным постановления и восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амис" (далее - ООО "Амис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) от 28.07.2010 N 1814 "Об отказе ООО "Амис" в предоставлении в аренду земельного участка для строительства комплекса зданий административно-торгового назначения" и понуждении администрации г. Саратова принять в установленный пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации срок решение о предоставлении ООО "Амис" в аренду для строительства комплекса зданий административно-торгового назначения земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного в квартале, ограниченном улицами Новоузенская, Шелковичная, Большая Садовая, Фрунзенского района, площадью 1,4243 га с кадастровым номером 64:48:060126:66.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.01.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Администрация и ООО "Амис" о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением от 25.01.2008 N Т-510-р Комитета по управлению имуществом Саратовской области было отменено ранее принятое им распоряжение от 29.11.2006 N Т-1132-р, а также утвержден акта о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласованы ООО "Амис" места размещения комплекса зданий административно-торгового назначения на земельном участке из земель населенных пунктов, расположенном в квартале, ограниченном улицами Новоузенская, Шелковичная, Большая Садовая, Фрунзенский район, площадью 1,4243 га (14 243 кв. м), в границах согласно проекту границ земельного участка.
10 марта 2010 года общество обратилось в администрацию г. Саратова с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка сроком на 25 лет для строительства комплекса зданий административно-торгового назначения.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.07.2010 N 1814 (далее - постановление администрации от 28.07.2010 N 1814) ООО "Амис" было отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Считая данное постановление администрации незаконным и необоснованным, общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным указанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Амис" требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что на момент принятия оспариваемого ненормативного акта у администрации отсутствовали правовые основания для предоставления спорного земельного участка в аренду обществу.
Судебная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя и следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установлено судами, порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регулируется статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Учитывая требования статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти имеет право утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
При этом пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из положений пунктов 1-3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решением Саратовской городской думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которые были опубликованы в газете "Саратовская панорама" от 17.05.2008 N 504 (303).
Из указанных правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" следует, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (ОД-3).
Из материалов дела видно, что рассматриваемый земельный участок располагается в территориальной зоне ОД-3 - зоне общественно-деловой застройки специализированных центров обслуживания.
Согласно правилам для территориальной зоны ОД-3 разрешенный вид использования предполагает размещение объектов торгового назначения, однако указанные объекты торговли ограничены общей площадью 1000 кв. м и являются условно разрешенными.
Суды исходя из вышеуказанных норм, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что для территориальной зоны ОД-3 размещение объектов административно-торгового назначения на земельном участке площадью 14 243 кв. м не является основным, условно разрешенным или вспомогательным, пришли к обоснованному выводу о том, что постановление администрации от 28.07.2010 N 1814 принято в соответствии с действующим законодательством, так как у администрации имелись основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 14 243 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, в квартале, ограниченного улицами Новоузенской, Шелковичной, Большой Садовой, во Фрунзенском районе, с кадастровым номером 64:48:060126:66, для размещения комплекса зданий административно-торгового назначения, поскольку земельный участок расположен в зоне, не предназначенной для указанных целей, и правомерно отказали ООО "Амис" в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что администрация на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25.01.2008 N Т-510-р, которым ООО "Амис" было предварительно согласовано место размещения комплекса зданий административно-торгового назначения на испрашиваемом земельном участке, судами верно был отклонен, поскольку на момент принятия администрацией постановления от 28.07.2010 N 1814 действовали правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" с изменениями, внесенными решением Саратовской городской думы от 27.04.2010 N 50-595, и администрация при вынесении оспариваемого постановления обязана была руководствоваться нормами, действующими на момент его вынесения.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им была дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При этом доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, принятые по делу решение и постановление следует оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.01.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А57-14072/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений пунктов 1-3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
...
Решением Саратовской городской думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которые были опубликованы в газете "Саратовская панорама" от 17.05.2008 N 504 (303).
...
Довод общества о том, что администрация на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25.01.2008 N Т-510-р, которым ООО "Амис" было предварительно согласовано место размещения комплекса зданий административно-торгового назначения на испрашиваемом земельном участке, судами верно был отклонен, поскольку на момент принятия администрацией постановления от 28.07.2010 N 1814 действовали правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" с изменениями, внесенными решением Саратовской городской думы от 27.04.2010 N 50-595, и администрация при вынесении оспариваемого постановления обязана была руководствоваться нормами, действующими на момент его вынесения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2011 г. N Ф06-6558/11 по делу N А57-14072/2010