г. Казань
09 августа 2011 г. |
Дело N А57-13675/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Меленьтевой Р.Р.,
в отсутствие извещенных сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.02.2011 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Лыткина О.В.)
по делу N А57-13675/2010
по заявлению заместителя прокурора Саратовской области, г. Саратов, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о предоставлении в аренду земельных участков, понуждении устранить допущенное нарушение,
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, Федеральное государственное унитарное предприятие "Опытно-производственное хозяйство "Волга", г. Саратов (ИНН 6450001020, ОГРН 1026402204080), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Саратовской области (далее - прокуратура, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области), выразившегося в не рассмотрении в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок заявления федерального государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство "Волга" (далее - ФГУП "ОПХ "Волга") о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 252 кв. м с кадастровым номером 64:48:010120:51, площадью 177 кв. м с кадастровым номером 64:48:010121:140, площадью 262 кв. м с кадастровым номером 64:48:010118:514, площадью 112 кв. м с кадастровым номером 64:48:010121:141, расположенных в пос. Зональный г. Саратова, и понуждении ТУ Росимущества по Саратовской области устранить допущенное нарушение, принять в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда решение в порядке пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению ФГУП "ОПХ "Волга" о предоставлении перечисленных земельных участков.
Решением суда первой инстанции от 24.02.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011, заявленные прокуратурой требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества в Саратовской обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.04.2010 ФГУП "ОПХ "Волга" обратилось в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков: площадью 252 кв. м с кадастровым номером 64:48:010120:51, площадью 177 кв. м с кадастровым номером 64:48:010121:140, площадью 262 кв. м с кадастровым номером 64:48:010118:514, площадью 112 кв. м с кадастровым номером 64:48:010121:141, расположенных в пос. Зональный г. Саратова на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в виду того, что на указанных земельных участках расположено сооружение, а именно ограждение животноводства, инвентарный номер 63:401:003:000068170:1, принадлежащее ФГУП "ОПХ "Волга" на праве хозяйственного ведения.
ТУ Росимущества в Саратовской области письмом от 20.05.2010 N 02-603 сообщило ФГУП "ОПХ "Волга" о том, что в соответствии с пунктом 4.8 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, решение о предоставление в аренду указанных земельный участков будет принято после поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Прокуратура, посчитав бездействие ТУ Росимущества в Саратовской области, выразившееся в неисполнении в установленный законом срок обязанности по принятию решения по заявлению ФГУП "ОПХ "Волга" о предоставлении земельных участков в аренду, незаконным и необоснованным, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения прав на земельный участок юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из разъяснений, указанных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что ФГУП "ОПХ "Волга" 26.04.2010 в установленном законом порядке обратилось в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду с приложением всех необходимых документов, по которому до настоящего времени не принято никакого решения, принимая во внимание, что ТУ Росимущество в Саратовской области является исполнительным органом государственной власти, обладающим правом по принятию решения о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы ТУ Росимущества в Саратовской области о том, что оно производило действия в рамках предоставленных ему полномочий, так как направило в Росимущество пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении ФГУП "ОПХ "Волга" в аренду земельных участков, а также повторно обратилось с письмом к Росимуществу о предоставлении в аренду спорных земельных участков, правомерно были отклонены судами обеих инстанций, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании пункта 5.3 данного положения Росимущество исполняет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, ТУ Росимущества в Саратовской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, установив, что Росимущество осуществляет полномочия собственника федерального имущества в Саратовской области через ТУ Росимущества в Саратовской области, которым в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок заявление ФГУП "ОПХ "Волга" о предоставлении земельного участка в аренду по существу не было рассмотрено, решение не принималось, что привело к ущемлению прав ФГУП "ОПХ "Волга" на приобретение в аренду земельных участков: площадью 252 кв. м с кадастровым номером 64:48:010120:51, площадью 177 кв. м с кадастровым номером 64:48:010121:140, площадью 262 кв. м с кадастровым номером 64:48:010118:514, площадью 112 кв. м с кадастровым номером 64:48:010121:141, расположенных в пос. Зональный г. Саратова, правомерно удовлетворили заявленные прокуратурой требования.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении данного дела не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 по делу N А57-13675/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, ТУ Росимущества в Саратовской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, установив, что Росимущество осуществляет полномочия собственника федерального имущества в Саратовской области через ТУ Росимущества в Саратовской области, которым в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок заявление ФГУП "ОПХ "Волга" о предоставлении земельного участка в аренду по существу не было рассмотрено, решение не принималось, что привело к ущемлению прав ФГУП "ОПХ "Волга" на приобретение в аренду земельных участков: площадью 252 кв. м с кадастровым номером 64:48:010120:51, площадью 177 кв. м с кадастровым номером 64:48:010121:140, площадью 262 кв. м с кадастровым номером 64:48:010118:514, площадью 112 кв. м с кадастровым номером 64:48:010121:141, расположенных в пос. Зональный г. Саратова, правомерно удовлетворили заявленные прокуратурой требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 августа 2011 г. N Ф06-6240/11 по делу N А57-13675/2010