г. Казань
10 августа 2011 г. |
Дело N А55-21675/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Меленьтевой Р.Р.,
при участии представителей:
ответчиков: администрации муниципального района Нефтегорский - Байданова А.А., доверенность от 13.01.2011 N 34; открытого акционерного общества "Энергия-1" - Костюченко О.О., доверенность от 08.08.2011 N 46, Шаруновой Д.В., доверенность от 08.08.2011 N 45,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
иных ответчиков - извещены, не явились,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энергия-1", с. Кулешовка Нефтегорского района Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2011 (судья Дегтярев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Лукьянова Т.А., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-21675/2010
по исковому заявлению прокуратуры Самарской области, г. Самара, к Комитету по вопросам управления муниципальным имуществом Нефтегорского района, г. Нефтегорск, администрации муниципального района Нефтегорский, г. Нефтегорск, открытому акционерному обществу "Энергия-1", с. Кулешовка Нефтегорского района Самарской области (ИНН 6377011208, ОГРН 1096377000499), Звягинцеву Алексею Николаевичу, г. Нефтегорск (ИНН 637701422489, ОГРН 307637735900021), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании недействительными сделки приватизации, с участием третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Нефтегорскжилсервис", г. Нефтегорск (ИНН 6377006511, ОГРН 1036303050838),
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Самарской области обратилась в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по вопросам управления муниципальным имуществом Нефтегорского района (далее - Комитет), администрации муниципального района Нефтегорский (далее - администрация), открытому акционерному обществу "Энергия-1" (далее - ОАО "Энергия-1", общество), Звягинцеву Алексею Николаевичу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании недействительными договоров о создании ОАО "Энергия-1" от 28.10.2009 и 10.12.2009 в новой редакции в части участия муниципального района Нефтегорский в лице Комитета по вопросам муниципального имущества муниципального района Нефтегорский и внесения в уставный капитал общества муниципального имущества, указанного в приложении N 1 к данным договорам; применении последствия недействительности сделки в отношении договоров о создании ОАО "Энергия-1" от 28.10.2009 и 10.12.2009 в новой редакции, а именно: понуждении ОАО "Энергия-1" возвратить в муниципальную собственность муниципального района Нефтегорский переданное в уставный капитал общества муниципальное имущество, указанное в приложение N 1 к данным договорам, понуждении муниципального района Нефтегорский в лице Комитета по вопросам муниципального имущества муниципального района Нефтегорский возвратить ОАО "Энергия-1" 26 обыкновенных именных акций, что составляет 26% уставного капитала общества; признании недействительными записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.03.2010 N 63-63-27/026/2009-051, 63-63-27/026/2009-064, 63-63-27/026/2009-067, 63-63-27/026/2009-063, 63-63-27/026/2009-065, 63-63-27/026/2009-062, 63-63-27/026/2009-061, 63-63-27/026/2009-052, 63-63-27/026/2009-056, 63-63-27/026/2009-060, 63-63-27/026/2009-059, 63-63-27/026/2009-050, 63-63-27/026/2009-0518, 63-63-27/026/2009-066; понуждении Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области внести необходимые изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011, иск удовлетворен частично: признаны недействительными договор о создании ОАО "Энергия-1" от 28.10.2009, договор о создании ОАО "Энергия-1" от 10.12.2009 в новой редакции в части участия муниципального района Нефтегорский в лице Комитета по вопросам муниципального имущества муниципального района Нефтегорский и внесения в уставный капитал ОАО "Энергия-1" муниципального имущества, указанного в приложении N 1 к данным договорам; применены последствия недействительности сделки в отношении договора о создании ОАО "Энергия-1" от 28.10.2009 и договора о создании ОАО "Энергия-1" от 10.12.2009 в новой редакции, а именно: ОАО "Энергия-1" обязали возвратить в муниципальную собственность муниципального района Нефтегорский переданное в уставный капитал ОАО "Энергия-1" муниципальное имущество, указанное в приложении N 1 к данным договорам; муниципальный район Нефтегорский в лице Комитета по вопросам муниципального имущества муниципального района Нефтегорский обязали возвратить ОАО "Энергия-1" 26 обыкновенных именных акций. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Энергия-1" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2011 в удовлетворенной части, а постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 полностью отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Представители ОАО "Энергия-1" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель администрации муниципального района Нефтегорский с кассационной жалобой согласился, просил об отмене обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.07.2009 главой администрации муниципального района Нефтегорский принято постановление N 979 "О внесении дополнения в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский на 2009 год, утвержденного постановлением главы муниципального района Нефтегорский 20.11.2008 N 1499".
Впоследствии постановлением главы администрации муниципального района Нефтегорский от 27.10.2009 N 1461 внесены изменения в приложение N 1 к постановлению от 16.07.2009N 979.
27 октября 2009 года главой муниципального района Нефтегорский принято постановление N 1462 "Об участии во вновь создаваемом ОАО "Энергия-1", которым Комитету поручено выступить от имени администрации учредителем общества с долей в уставном капитале 25%, заключить договор о создании общества и внести в уставный капитал ОАО "Энергия-1" муниципальное имущество согласно приложению.
Между Комитетом и Звягинцевым А.Н. 28.10.2009 заключен договор о создании ОАО "Энергия-1", по условиям которого Комитет приобретает 25 обыкновенных именных акций, которые оплачиваются путем внесения в уставный капитал общества муниципального имущества, а Звягинцев А.Н. приобретает 75 обыкновенных именных акций, которые оплачиваются путем внесения денежных средств.
Постановлением главы муниципального района Нефтегорский от 07.12.2009 N 1665 внесены изменения в постановление от 27.10.2009 N 1462 "Об участии во вновь создаваемом ОАО "Энергия-1" и Комитету поручено выступить от имени администрации учредителем ОАО "Энергия-1" с долей в уставном капитале 26%, а приложение к постановлению N 1462 изложено в новой редакции.
10 декабря 2009 года между Комитетом и Звягинцевым А.Н. заключен договор о создании ОАО "Энергия-1" в новой редакции, по условиям которого Комитет путем внесения в уставный капитал общества муниципального имущества на сумму 3 421 600 руб. приобретает 26 обыкновенных именных акций, что составляет 26% от уставного капитала, а Звягинцев А.Н. приобретает 74 обыкновенных именных акций, что составляет 74% от уставного капитала, которые оплачиваются путем внесения денежных средств на сумму 9 738 400 руб.
В соответствии с постановлениями главы муниципального района Нефтегорский от 06.08.2009 N 1087, от 20.11.2009 N 1560, от 23.11.2009 N 1580 муниципальное имущество, передаваемое в уставный капитал создаваемого общества, было изъято из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Нефтегорскжилсервис".
В настоящее время спорное имущество зарегистрировано за ОАО "Энергия-1", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Выпуск акций зарегистрирован в установленном порядке, Звягинцев А.Н. и Комитет являются акционерами ОАО "Энергия-1".
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя исковые требования прокуратуры Самарской области, пришли к выводу, что органы местного самоуправления передали спорное муниципальное имущество в уставный капитал общества в нарушение Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ), а также с нарушением пункта 4.9 порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного собранием представителей Нефтегорского района от 25.05.2006 N 154.
При этом суды обеих инстанций указали, что спорное имущество относится к объектам коммунально-бытового назначения и используются исключительно для обслуживания жителей соответствующего поселения, а следовательно, приватизации не подлежат.
Однако судами первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов не учтено следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
Решением собрания представителей Нефтегорского района от 25.05.2006 N 154 утверждено положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Нефтегорский муниципальный район Самарской области".
В силу пункта 4.4 данного положения глава Нефтегорского района утверждает прогнозный план (программу) приватизации имущества, находящегося в собственности Нефтегорского района.
Пунктом 4.14 указанного положения определено, что решение об условиях приватизации имущества Нефтегорского района принимается главой Нефтегорского района в соответствии с утвержденным на соответствующий финансовый год прогнозным планом.
Спорное имущество внесено в прогнозный план приватизации на 2009 год постановлением главы администрации муниципального района Нефтегорский от 16.07.2009 N 979 "О внесении дополнения в прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский на 2009 год, утвержденного постановлением главы муниципального района Нефтегорский 20.11.2008 N 1499", которое было опубликовано в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ и пунктом 4.11 положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Нефтегорский муниципальный район Самарской области", не оспорено и незаконным не признано.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ установлены особенности приватизации объектов социально-культурного назначения и объектов коммунально-бытового назначения, при этом определен перечень объектов, которые приватизации не подлежат.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта и энергетики для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обязательным условием, исключающим приватизацию названных объектов, является их использование по назначению.
Суды обеих инстанций, указывая, что спорные объекты относятся к категории объектов коммунально-бытового назначения, в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценку представленным обществом доказательствам о том, что в состав спорного имущества входят объекты промышленного назначения, не предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения.
При этом суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования в части применения последствий недействительности сделок, обязали ОАО "Энергия-1", которое не являлось стороной по договору от 28.10.2009 и договору от 10.12.2009 в новой редакции, возвратить в муниципальную собственность района Нефтегорский переданное Комитетом в уставный капитал общества имущество, указанное в приложении N 1 данных договоров, без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2006 N 9308/06, согласно которой в силу пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации последствия недействительности сделки могут быть применены лишь к сторонам этой сделки.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании недействительными договора о создании ОАО "Энергия-1" от 28.10.2009, договора о создании ОАО "Энергия-1" от 10.12.2009 в новой редакции в части участия муниципального района Нефтегорский в лице Комитета и внесения в уставный капитал ОАО "Энергия-1" муниципального имущества, указанного в приложении N 1 к данным договорам, применении последствия недействительности сделки в отношении договора о создании ОАО "Энергия-1" от 28.10.2009 и договора о создании ОАО "Энергия-1" от 10.12.2009 в новой редакции, а именно: понуждении ОАО "Энергия-1" возвратить в муниципальную собственность муниципального района Нефтегорский переданное в уставный капитал ОАО "Энергия-1" муниципальное имущество, указанное в приложении N 1 к данным договорам, понуждении муниципального района Нефтегорский в лице Комитета возвратить ОАО "Энергия-1" акции в количестве 26 обыкновенных именных акций, являются преждевременными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 приняты без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения, в связи с чем данные судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене.
При этом суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание разъяснения, указанные в пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительными записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.03.2010 N 63-63-27/026/2009-051, 63-63-27/026/2009-064, 63-63-27/026/2009-067, 63-63-27/026/2009-063, 63-63-27/026/2009-065, 63-63-27/026/2009-062, 63-63-27/026/2009-061, 63-63-27/026/2009-052, 63-63-27/026/2009-056, 63-63-27/026/2009-060, 63-63-27/026/2009-059, 63-63-27/026/2009-050, 63-63-27/026/2009-0518, 63-63-27/026/2009-066 и понуждении Управления Росреестра по Самарской области внести необходимые изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем в указанной части обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-21675/2010 в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А55-21675/2010 в обжалуемой части отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, указывая, что спорные объекты относятся к категории объектов коммунально-бытового назначения, в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценку представленным обществом доказательствам о том, что в состав спорного имущества входят объекты промышленного назначения, не предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения.
При этом суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования в части применения последствий недействительности сделок, обязали ОАО "Энергия-1", которое не являлось стороной по договору от 28.10.2009 и договору от 10.12.2009 в новой редакции, возвратить в муниципальную собственность района Нефтегорский переданное Комитетом в уставный капитал общества имущество, указанное в приложении N 1 данных договоров, без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2006 N 9308/06, согласно которой в силу пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации последствия недействительности сделки могут быть применены лишь к сторонам этой сделки.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании недействительными договора о создании ОАО "Энергия-1" от 28.10.2009, договора о создании ОАО "Энергия-1" от 10.12.2009 в новой редакции в части участия муниципального района Нефтегорский в лице Комитета и внесения в уставный капитал ОАО "Энергия-1" муниципального имущества, указанного в приложении N 1 к данным договорам, применении последствия недействительности сделки в отношении договора о создании ОАО "Энергия-1" от 28.10.2009 и договора о создании ОАО "Энергия-1" от 10.12.2009 в новой редакции, а именно: понуждении ОАО "Энергия-1" возвратить в муниципальную собственность муниципального района Нефтегорский переданное в уставный капитал ОАО "Энергия-1" муниципальное имущество, указанное в приложении N 1 к данным договорам, понуждении муниципального района Нефтегорский в лице Комитета возвратить ОАО "Энергия-1" акции в количестве 26 обыкновенных именных акций, являются преждевременными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 приняты без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения, в связи с чем данные судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене.
При этом суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание разъяснения, указанные в пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительными записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.03.2010 N 63-63-27/026/2009-051, 63-63-27/026/2009-064, 63-63-27/026/2009-067, 63-63-27/026/2009-063, 63-63-27/026/2009-065, 63-63-27/026/2009-062, 63-63-27/026/2009-061, 63-63-27/026/2009-052, 63-63-27/026/2009-056, 63-63-27/026/2009-060, 63-63-27/026/2009-059, 63-63-27/026/2009-050, 63-63-27/026/2009-0518, 63-63-27/026/2009-066 и понуждении Управления Росреестра по Самарской области внести необходимые изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем в указанной части обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 августа 2011 г. N Ф06-6571/11 по делу N А55-21675/2010