г. Казань
18 августа 2011 г. |
Дело N А65-28176/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Коломенсковой М.А., доверенность от 29.12.2010 N 175-Д, Галимова И.В., доверенность от 24.12.2010 N 170-Д, Сабирзянова А.Я., доверенность от 29.12.2010 N 174-Д,
ответчика - Булатова Р.Ф., доверенность от 15.03.2011 N 13/14-29, Гарапшина Р.К., доверенность от 15.03.2011 N 14/14-29,
третьих лиц - открытого акционерного общества "Таттеплосбыт" - Славутина А.М., доверенность от 02.03.2011 N 119-15/61, Фетюхина М.В., доверенность от 10.08.2011 N 119-15/93, Фаизова Р.Ф., доверенность от 31.12.2010 N 119-15/2,
Министерства юстиции Республики Татарстан - Афлятуновой А.И., доверенность от 28.12.2010 N 09-12/5760,
в отсутствие:
третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы: Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и открытого акционерного общества "Таттеплосбыт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2011 (судья Якупова Л.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи: Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А65-28176/2010
по заявлению открытого акционерного общества "ТГК-16" (ИНН 1655189422, ОГРН 1101690011532) к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, о признании недействительным постановления от 10.09.2010 N 5-9/Э, с участием третьих лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, открытого акционерного общества "Таттеплосбыт", Министерства юстиции Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ТГК-16" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - административный орган, ответчик) от 10.09.2010 N 5-9/Э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую электрическими станциями открытого акционерного общества "ТГК-16", осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на территории Республики Татарстан" (с приложением).
Определением суда от 14.12.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ), открытое акционерное общество "Таттеплосбыт" (далее - ОАО "Таттеплосбыт"), Министерство юстиции по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах административный орган и ОАО "Таттеплосбыт" просят вышеназванные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда объявлялся перерыв до 15 часов 15 минут 11.09.2011.
Проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права заявителю принадлежит на праве собственности энергетический производственно-технологический комплекс Казанской ТЭЦ-3 и энергетический производственно-технологический комплекс теплоэлектроцентрали Нижнекамская ТЭЦ-1 (ПТК-1). В связи с осуществлением производственной деятельности общество обратилось к Государственному комитету Республики Татарстан (далее - Комитет) с заявлениями от 21.06.2010 N 291, от 21.07.2010 года для установления тарифов на тепловую энергию.
К заявлению общество приложило следующие документы: расчет экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТГК -16", на период июнь-декабрь 2010 года; инвестиционную программу филиала ОАО "ТГК - 16" Казанская ТЭЦ на 2010 год; инвестиционную программу филиала ОАО "ТГК - 16" Нижнекамская ТЭЦ (ПТК - 1) на 2010 год. В заявлении общество просило ответчика утвердить следующие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТГК - 16" на 2010 год: горячая вода - 489 руб. за 1 Гкал, пар 7,0-13,0 кгс/смI - 576,6 руб. за 1 Гкал, пар свыше 13,0 кгс/ смI - 624,9 руб. за 1 Гкал, острый и редуцированный пар - 670,2 руб. за 1 Гкал.
Постановлением от 10.09.2010 N 5-9/Э ответчик установил тарифы на тепловую энергию, производимую электрическими станциями ОАО "ТГК - 16", осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на территории Республики Татарстан, в том числе: горячая вода - 372,16 руб. за 1 Гкал, отборный пар давлением от 7,0 до 13,0 кгс/смI-456,44 руб. за 1 Гкал, отборный пар давлением свыше 13 кгс/см2 - 502,94 кгс/смI, острый и редуцированный пар - 546,53 руб. за 1 Гкал. Указанные тарифы установлены без учета НДС.
В примечании к постановлению Комитет указал, что тарифы применяются для взаиморасчетов ОАО "ТГК-16" с открытым акционерным обществом "Таттеплосбыт".
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан за номером 1017 и опубликовано в газете "Республика Татарстан" 07.12.2010.
В кассационных жалобах заявители настаивают на своей позиции, считая постановление от 10.09.2010 N 5-9/э нормативным актом, поскольку тариф, установленный в постановлении, является составляющей конечного тарифа и рассчитано на неоднократное применение, а в свою очередь конечный тариф утверждается для взаиморасчетов теплоснабжающей организации с неограниченным кругом лиц.
Признавая оспариваемое постановление ненормативным актом, суды приняли во внимание рекомендации Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 9 постановления Пленума от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью и в части".
Как указано в данном постановлении, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанного на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление комитета содержит примечание, в соответствии с которым "тарифы применяются для взаиморасчетов ОАО "ТГК-16" с ОАО "Таттеплосбыт". Тем самым государственный орган ограничил действие этого постановления, поскольку оно направлено на регулирование деятельности, затрагивающей права и законные интересы конкретных лиц - ОАО "ТГК-16" и ОАО "Таттеплосбыт" в сфере экономической деятельности и не распространяет свое действие на неопределенный круг лиц. Из текста постановления усматривается, что комитет установил индивидуальный тариф для конкретного юридического лица.
Как заявил в судебном заседании представитель ОАО "ТГК-16", в рамках статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, заявителем заключено более 10 договоров энергоснабжения (поставки тепловой энергии) с различными организациями, отпуск тепловой энергии по которым производится с коллекторов теплоэнергомагистралей ОАО "ТГК-16" (на границе балансовой принадлежности). Данный факт комитетом не отрицается.
Кроме того, согласно письму Федеральной службы по тарифам форма постановления комитета от 10.09.2010 N 5-9/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую электрическими станциями ОАО "ТГК-16", осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на территории Республики Татарстан не соответствует пункту 29 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 08.04.2005 N 130-э, согласно которому решения регулирующего органа принимаются по утвержденной форме. В связи с этим Контрольно-ревизионное управление Федеральной службы по тарифам России направило в адрес комитета письмо от 11.11.2010 N 4-2733 с требованием о приведении постановления от 10.09.2010 N 5-9/э в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Ссылка комитета в обоснование своей позиции на судебную практику не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку в приведенных ответчиком судебных актах рассмотрены иные ситуации, связанные с обжалованием постановлений об утверждении тарифов на электроэнергию.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление от 10.09.2010 N 5-9/э, принятое ответчиком, является ненормативным правовым актом, адресованным определенному кругу лиц, а именно - ОАО "ТГК-16" и ОАО "Таттеплосбыт".
Также судами дана правильная оценка вопросу соблюдения комитетом правильности расчетов статей затрат ОАО "ТГК-16" в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда, установивших экономическую необоснованность указанных тарифов, утвержденных с нарушением пункта 16 Основ ценообразования и пункта 6 Правил государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила).
Более того, согласно пункту 6 Правил тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года не срок не менее одного года.
Вместе с тем действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Судами установлено и не оспаривается комитетом, заявитель начал регулируемую деятельность с 01.06.2010.
Для организаций, обратившихся с заявлением об установлении тарифов на текущий год после начала расчетного периода, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, тарифы утверждаются с момента начала регулируемой деятельности до конца текущего года, что подтверждается письмом ФТС от 30.08.2010 N НБ-7220. Следовательно, расчетный объем производства заявителю должен был определяться исходя из сводного прогнозного баланса, формируемого Федеральной службой по тарифам, за период июнь-декабрь 2010 года.
Таким образом, судами обоснованно признана неправомерность принятия комитетом за основу периода регулирования, составляющего один год и формирования условных затрат на основании среднегодовых параметров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вместе с тем доводы заявителя кассационной жалобе не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 по делу N А65-28176/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и открытого акционерного общества "Таттеплосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как заявил в судебном заседании представитель ОАО "ТГК-16", в рамках статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, заявителем заключено более 10 договоров энергоснабжения (поставки тепловой энергии) с различными организациями, отпуск тепловой энергии по которым производится с коллекторов теплоэнергомагистралей ОАО "ТГК-16" (на границе балансовой принадлежности). Данный факт комитетом не отрицается.
Кроме того, согласно письму Федеральной службы по тарифам форма постановления комитета от 10.09.2010 N 5-9/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую электрическими станциями ОАО "ТГК-16", осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на территории Республики Татарстан не соответствует пункту 29 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 08.04.2005 N 130-э, согласно которому решения регулирующего органа принимаются по утвержденной форме. В связи с этим Контрольно-ревизионное управление Федеральной службы по тарифам России направило в адрес комитета письмо от 11.11.2010 N 4-2733 с требованием о приведении постановления от 10.09.2010 N 5-9/э в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Ссылка комитета в обоснование своей позиции на судебную практику не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку в приведенных ответчиком судебных актах рассмотрены иные ситуации, связанные с обжалованием постановлений об утверждении тарифов на электроэнергию.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление от 10.09.2010 N 5-9/э, принятое ответчиком, является ненормативным правовым актом, адресованным определенному кругу лиц, а именно - ОАО "ТГК-16" и ОАО "Таттеплосбыт".
Также судами дана правильная оценка вопросу соблюдения комитетом правильности расчетов статей затрат ОАО "ТГК-16" в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда, установивших экономическую необоснованность указанных тарифов, утвержденных с нарушением пункта 16 Основ ценообразования и пункта 6 Правил государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила).
Более того, согласно пункту 6 Правил тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года не срок не менее одного года."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 августа 2011 г. N Ф06-6714/11 по делу N А65-28176/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16053/11
18.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6714/11
19.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4092/11
22.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1321/11