г. Казань
23 августа 2011 г. |
Дело N А12-20479/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гелио-Пакс-Агро 4", станица Арчединская Михайловского района Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2011 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного суда от 13.04.2011 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Луговской Н.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-20479/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гелио-Пакс-Агро 4", к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата", о признании незаконными решений и обязании совершить действия, с участием третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2011 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Гелио-Пакс-Агро 4" (далее - ООО "Гелио-Пакс-Агро 4", общество) к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее по текст - ФГУ "Земельная кадастровая палата"):
-о признании незаконными решений от 02.09.2010 N 3434/10-38164 и от 02.09.2010 N 3434/10-38170 об отказе в исправлении технических (кадастровых) ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости в части изменений кадастровой стоимости (удельного показа геля кадастровой стоимости) земельных участков с кадастровыми номерами 34: 16:000000:329 и 34:16:000000:330.
-об обязании исправить техническую (кадастровую) ошибку в сведениях государственного земельного кадастра недвижимости в части кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 34:16:000000:329 и 34:16:000000:330 (применить удельный показатель кадастровой стоимости как для земельных участков сельскохозяйственного использования).
Производство по делу в части требований ООО "Гелио-Пакс-Агро 4" о выдаче новых кадастровых паспортов судом отказано, в связи с отказом истца от иска.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Гелио-Пакс-Агро 4" просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм права, заявленные требования удовлетворить.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, ООО "Гелио-Пакс-Агро 4" является собственником объектов недвижимости - производственной базы МТМ площадью 5106,3 кв. м и нефтебазы, расположенных по адресу: Волгоградская область, Михайловский район, станица Арчединская, ул. Тракторная, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 16.08.2001 N 34 АА 800748 и от 16.08.2001 N 34 АА 800750.
Письмами от 20.04.2010 и от 31.05.2010 N 128 ООО "Гелио-Пакс-Агро 4" обратилось в Михайловский отдел Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (далее - Управление) с заявлениями о внесении изменений в сведения земельного кадастра в связи с тем, что расположенные на них объекты используются в целях сельскохозяйственного производства.
Управление письмами от 17.05.2010 N 39/4813 и от 28.06.2010 N 39/6501, ссылаясь па положения пункта 2 статьи 7, пунктов 1, 2 статьи 83, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 11, 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказало в удовлетворении требований общества, указав, что с учетом фактического назначения объектов недвижимости заявителем не доказан факт их использования а целях сельскохозяйственного производства.
В порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в Михайловский районный отдел ФГУ "Земельная кадастровая палата" обратился гражданин Гаврильев А.В. с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 34:16:000000:329 и 34:16:000000:330, на которых расположены вышеуказанные объекты недвижимости. Заявитель просил внести исправления в сведения о кадастровой стоимости участков, уменьшив ее с 25,26 руб./кв.м до 10,40 руб./кв.м.
Решениями от 02.09.2010 N 3434/10-38164 и от 02.09.2010 N 3434/10-38170 ФГУ "Земельная кадастровая палата" отказало в удовлетворении требований заявителя, указав на отсутствие технической ошибки в сведениях, по тем основаниям, что расчёт стоимости произведён на основании сведений государственного кадастра недвижимости и с учётом категории земель - земли населенных пунктов под промышленными объектами.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой опенки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
В силу пунктов 10 и 12 Правил орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются а судебном порядке.
В соответствии с пунктом 13 Правил при проведении государственного кадастрового учёта вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил),
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 11.03.2010 N П/93 и подготовленному в целях его исполнения совместному приказу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области и Управления Росреестра по Волгоградской области от 30.06.2010 N 241-к/323, с 01.07.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Правоотношения, возникшие между ООО "Гелио-Пакс-Aгpo 4" и ФГУ "'Земельная кадастровая палата" как заинтересованным лицом но делу, являющимся уполномоченным лицом по осуществлению функций кадастрового учета на территории Волгоградской области и органом, вынесшим оспариваемые решения регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, Методикой проведения государственной кадастровой оценки земель поселений, утверждённой приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337, действовавшими в момент проведения оценки, Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), и постановлением главы администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области".
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учётных кадастровых записей.
В соответствии с пунктом 2.1.3. Методических указаний в случае образования нового или выявлении ранее учтённого земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области" утверждены результаты кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, в том числе, в отношении таких видов разрешённого использования, как "земли под промышленными объектами" и "земли сельскохозяйственного использования".
Согласно приложению N 2 к указанному постановлению, кадастровая стоимость земельных участков в станице Арчединская, на территории которой расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу, определена в следующих размерах:
- для земель под промышленными объектами - 25,26 рублей за один кв. м;
- для земель сельскохозяйственного использования - 10,4 рублей за один кв. м.
Указанные земельные участки с кадастровыми номерами 34:16:000000:329, 34:16:000000:330 образованы из земельных участков 34:16:100008:320 и 34:16:100008:321.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельных участков 34:16:100008:320 и 34:16:100008:321 определена в актах от 29.03.2007, в связи с уточнением площади, исходя из значения удельного показателя кадастровой стоимости земель под промышленными объектами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе, земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведении которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно пункту 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки
В соответствии с пунктами 1, 11 и 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Правила землепользования и застройки Арчединского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области не утверждены.
Статьей 28 Федерального закона от 06.10.003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Вид разрешённого использования спорных земельных участков установлен постановлением администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области от 08.08.2006 N 244-р "О внесении изменений в распоряжение главы Михайловского муниципального района от 30.12.2005 N 830-р "О предоставлении земельных участков на условиях аренды из земель сельских поселений и других земель несельскохозяйственного назначения":
- для земельного участка с кадастровым номером 34:16:100008:320 -территория нефтебазы;
- для земельного участка с кадастровым номером 34:16:100008:321 - территория машинно-тракторной мастерской.
В названном правоустанавливающем документе не содержатся указания на цель использования ладных земельных участков (для земель сельскохозяйственного назначения или для земель сельскохозяйственного использования).
Из свидетельств о регистрации прав от 16.08.2001 N 34 ДА 800748 и от 16.08.2001 N 34 АЛ 800750 следует, что на территориях названных земельных участков находятся нефтебаза и машинно-тракторная мастерская. Видами разрешённого использования спорных участков являются "территория нефтебазы" (N 34:16:100008:320) и, соответственно, "территория машинно-тракторной мастерской" (N 34:166:100008:321), а не "земли сельскохозяйственного использования".
Доказательств того, что нефтебаза и машинно-тракторная мастерская являются зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения по делу не представлено.
Вид разрешённого использования земельных участков с кадастровым номером 34:16:000000:329 (ранее кадастровый номер 34:16:100008:320) и кадастровым номером 34:16:000000:330 (ранее кадастровый номер 34:16:100008:321) органом местного самоуправления не изменялся.
При определении кадастровой стоимости спорных земельных участков Управление исходило из видов функционального использования земельных участков, типовой перечень которых на момент принятия постановления администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779 предусмотрен законодательными актами, регулирующими правоотношения в указанной сфере (Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N И/337 и Технические указания по государственной кадастровой оценке земель поселений, утверждённые Федеральной службой земельного кадастра от 15.01.2001).
С заявлениями об исправлении технической ошибки в ФГУ "Земельная кадастровая палата" обратился гражданин Гаврильев А.В.
Из текстов заявлений, заполненных по форме, предусмотренной частью 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2008 N 125 "Об утверждении форм заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастрового учета", следует, что указанный гражданин обратился от своего имени, при этом ООО "Гелио-Пакс-Агро 4" какими-либо полномочиями на такое обращение его не наделяло, а само общество с заявлением по форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2008 N 125, в уполномоченный орган не обращалось.
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившего в арбитражный суд за судебной защитой.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Нарушения оспариваемыми решениями ФГУ "Земельная кадастровая палата" прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности не подтверждаются материалами дела.
Доводам заявителя кассационной жалобы дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Судом кассационной инстанции не установлены нарушения норм процессуального права при рассмотрении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного суда от 13.04.2011 по делу N А12-20479/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 28 Федерального закона от 06.10.003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
...
Из текстов заявлений, заполненных по форме, предусмотренной частью 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2008 N 125 "Об утверждении форм заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастрового учета", следует, что указанный гражданин обратился от своего имени, при этом ... какими-либо полномочиями на такое обращение его не наделяло, а само общество с заявлением по форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2008 N 125, в уполномоченный орган не обращалось.
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 августа 2011 г. N Ф06-7044/11 по делу N А12-20479/2010