г. Казань
19 августа 2011 г. |
Дело N А57-14000/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В. ,
при участии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Инватехстрой", г. Саратов, Саратовской области, Калашникова Н.Л. (паспорт серии 6307 N 156571 выдан 26.03.2008 отделом УФМС России по Саратовской области, в Лениногорском районе г. Саратова),
заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Город Саратов", Костоправовой И.А. (главный специалист отдела судебно-правовой работы), доверенность от 06.06.2011 N 01-4/49, Абушаевой Г.А. (специалист 1 категории отдела судебно-правовой работы), доверенность от 07.04.2011 N 01-4/15,
комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Соловьевой Ю.С. (консультант отдела правового обеспечения), доверенность от 16.12.2010 N 02-07/05-19515)
в отсутствие:
иных лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-14000/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инватехстрой", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по землепользованию и градостроительству муниципального образования "Город Саратов", с участием третьего лица - ОСП Саратовский почтамт УФПС филиал ФГУП "Почта России", г. Саратов, о признании недействительным протокола от 12.10.2010 N 1-МП, об обязании заключить муниципальный контракт,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Инватехстрой" (далее - ООО "Инватехстрой", общество, заявитель) с заявлением к администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - администрация), и к Комитету по землепользованию и градостроительству муниципального образования "город Саратов" (далее - комитет):
- о признании незаконным протокола от 12.10.2010 N 1-МП, содержащего решение об отказе от заключения муниципального контракта в связи с уклонением победителя открытого аукциона N 391 от заключения муниципального контракта;
- об обязании Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "город Саратов" заключить с ООО "Инватехстрой" муниципальный контракт на основании результатов аукционных торгов от 21.09.2010 N 391 МП/ОА.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.01.2011 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.01.2011 отменено. Принят новый судебный акт. Удовлетворены заявленные ООО "Инватехстрой" требования. Признан незаконным протокол от 12.10.2010 N 1-НП, содержащий решение об отказе от заключения муниципального контракта в связи с уклонением победителя открытого аукциона N 391 от заключения муниципального контракта. В порядке восстановления нарушенных прав ООО "Инватехстрой", на Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "город Саратов" возложена обязанность заключить с ООО Инватехстрой" муниципальный контракт на основании результатов аукционных торгов от 21.09.2010 N 391/МП-ОА.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, администрация и Комитет обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
Заявители просят постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе по основаниям, изложенным в кассационных жалобах.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 11.08.2011 был объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 16.08.2011. Соответствующая информация была размещена на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает постановление апелляционного суда, подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
По итогам состоявшихся 21.09.2010 торгов по аукциону N 391 победителем, сделавшим последнее предложение о цене муниципального контракта, признано ООО "Инватехстрой", что подтверждено протоколом N 391/МП-ОА.
Комитетом заказным письмом от 23.09.2010 N 02-07/02-15051 в адрес ООО "Инватехстрой" был направлен проект муниципального контракта и один экземпляр копии протокола аукциона от 21.09.2010 N 391-ОА.
Проект муниципального контракта и один экземпляр копии протокола аукциона от 21.09.2010 N 391-ОА был получен ООО "Инватехстрой" 04.10.2010, что подтверждается почтовым уведомлением и не отрицается сторонами.
12.10.2010, комитетом был оставлен протокол N 1-МП, которым обществу было отказано в заключении муниципального контракта, в связи с уклонением общества, как победителя аукциона N 391, от его заключения в предельный срок, а именно обществом не было представлено обеспечение исполнения контракта до 11.10.2010.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности отказа комитета, руководствуясь тем обстоятельством, что представленные 08.10.2010 в комитет документы, не подтверждают исполнение обществом всех условий аукциона, поскольку, в них отсутствовало обеспечение исполнения муниципального контракта. Вследствие чего, суд посчитал права общества не нарушенными и отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд пришел к иному выводу, указав, что непредставление в установленный срок обеспечения исполнения муниципального контракта было обусловлено поздним направлением в адрес ООО "Инватехстрой" муниципального контракта. По мнению апелляционного суда, со стороны комитета созданы условия для не выполнения обществом в срок условий контракта по его подписанию, и срок, нарушенный обществом при подписании муниципального контракта по аукциону N 391, не по своей вине, не может являться основанием к отказу от подписания контракта со стороны комитета.
Судебная коллегия признает выводы апелляционного суда не соответствующими материалам дела и нормам права в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Согласно статьям 9 и 38 Федерального закона N 94-ФЗ Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" как муниципальный заказчик обязан был заключить муниципальный контракт с победителем аукциона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и на основании заявки участника размещения заказа.
В силу пункта 4 статьи 29 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечений исполнения контракта, указанном в извещении о проведении открытого конкурса.
Таким образом, муниципальный контракт заключается только после предоставления победителем аукциона или участником аукциона банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении о проведении открытого аукциона.
Согласно статье 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе помимо прочего должна содержать сведения о: сроке, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней со дня подписания протокола аукциона; размере обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона.
Частью 7 статьи 37 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.
Из материалов дела следует, что комитет направил в адрес ООО "Инватехстрой" проект муниципального контракта и один экземпляр копии протокола аукциона от 21.09.2010 N 391-ОА. Проект муниципального контракта и один экземпляр копии протокола аукциона от 21.09.2010 N 391-ОА был получен ООО "Инватехстрой" 04.10.2010, что подтверждается почтовым уведомлением и не отрицается сторонами.
Согласно пункту 2.2.27 документации об аукционе срок подписания победителем аукциона проекта муниципального контракта - не ранее, чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, но не позднее чем 20 дней со дня проведения торгов. Торги по аукциону состоялись 21.09.2010 в 14 часов 30 мин. Таким образом, муниципальный контракт должен был заключен не позднее 11.10.2010. Соответственно, до указанного срока победитель открытого аукциона должен представить заказчику обеспечение исполнения контракта. Однако, в срок до 11.10.2010 ООО "Инватехстрой" обеспечение исполнения контракта в комитет не представлено.
Представленные заявителем в материалы дела документы, подтверждающие передачу в комитет подписанных проектов контракта 08.10.2010 не свидетельствуют об исполнении им условий документации об аукционе, поскольку 08.10.2010 года заявителем были представлены в комитет только подписанные проекты муниципального контракта в 2-х экземплярах и сметы к ним. В представленных документах отсутствовало обеспечение исполнения муниципального контракта, тогда как необходимость его представления была предусмотрена документацией об аукционе.
Согласно пункту 2.2.26 "Размер обеспечения исполнения муниципального контракта, срок и порядок его предоставления" раздела 2 "Общие положения" документации об открытом аукционе N 391, размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от начальной цены контракта. Обеспечение исполнения муниципального контракта предоставляется в течение 7 дней с момента передачи заказчиком протокола аукциона и проекта муниципального контракта.
Данные документы заявитель получил 04.10.2010, следовательно, срок предоставления обеспечения исполнения контракта, истек 11.10.2010.
Таким образом, в установленный срок до 11.10.2010 заявителем в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "город Саратов" не был передан комплект документов, достаточный для заключения муниципального контракта. Доказательств подтверждающих обратное в материалах дела отсутствуют.
Вывод апелляционного суда о том, что несвоевременное направление комитетом в адрес общества проекта муниципального контракта влечет отсутствие оснований для отказа в заключении контракта является ошибочным и противоречащим аукционной документации. В настоящем случае не имеет правового значения дата направления проекта муниципального контракта в адрес общества, поскольку материалами дела точно установлена дата получения данного проекта ООО "Инватехстрой" (04.10.2010), с указанного момента исчисляется 7-дневный срок для подписания и направления документов, в том числе соответствующий документ об обеспечении исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 настоящего Федерального закона или частью 2 настоящей статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
Согласно части 3.1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ в случае отказа от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи и являющихся основанием для отказа от заключения контракта, составляется протокол об отказе от заключения контракта.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что в установленный конкурсной документацией срок и размере обеспечение исполнения контракта общество не представило, заказчик обоснованно признал заявителя уклонившимся от заключения муниципального контракта.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку извещение о проведении конкурса на право заключения муниципального контракта было опубликовано в официальном издании ("Саратовская панорама"), размещено на официальном сайте заказчика, оно является по своей сути публичной офертой. С содержанием конкурсной документации, содержащий в том числе, проект муниципального контракта заявитель был ознакомлен.
Подавая заявку на участие в открытом конкурсе общество обязалось, в случае признания его победителем конкурса, заключить муниципальный контракт, со всеми требованиями, предусмотренными конкурсной документацией, в том числе предоставления обеспечения муниципального контракта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ООО "Инватехстрой" у суда не имелось.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Судебная коллегия считает постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010, подлежащим отмене, а решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.01.2011 - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь, статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суд от 20.04.2011 по делу N А57-14000/2010 отменить, кассационные жалобы удовлетворить.
Решение арбитражного суда Саратовской области от 19.01.2011 по данному делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3.1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ в случае отказа от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи и являющихся основанием для отказа от заключения контракта, составляется протокол об отказе от заключения контракта.
...
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Судебная коллегия считает постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010, подлежащим отмене, а решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.01.2011 - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь, статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2011 г. N Ф06-6398/11 по делу N А57-14000/2010