г. Казань
01 сентября 2011 г. |
Дело N А65-33803/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
заявителя - Шафигуллиной И.М., доверенность от 31.01.2011 (б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.02.2011 (судья Галиуллин Э.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Морозов В.А.)
по делу N А65-33803/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Миллениум Зилант-Сити" (ИНН: 1655111539 ОГРН: 1061655058013), г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (ИНН: 1655065554 ОГРН: 1051622218559) г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ИНН: 1655065674 ОГРН: 1061655000582) г. Казань, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20.10.2009 N ИЩ-05/10270,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось открытое акционерное общество "Миллениум Зилант-Сити" (далее - ОАО "Миллениум Зилант-Сити", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 20.10.2009 N ИЩ-05/10270.
В качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.02.2011 заявленные требования удовлетворены, и обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законные интересы общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 решение Арбитражного суда республики Татарстан от 02.02.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель с доводами кассационной жалобы не согласен, просит оставить судебные акты без изменения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без участия ответчика.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав заявителя, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, оснований к их отмене не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Миллениум Зилант-Сити" обратилось в антимонопольный орган с ходатайством о даче предварительного согласия на осуществление сделки по внесению муниципального образования города Казани в лице муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казань" в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити" в качестве оплаты доли учредителя пакета акций открытого акционерного общества "Казанская ярмарка" (далее - ОАО "Казанская ярмарка").
Решением от 20.10.2009 N ИЩ-05/10270 антимонопольный орган отказал в удовлетворении указанного ходатайства, сославшись на то, что отсутствует информация об истинных причинах совершения сделки; внесение пакета акций ОАО "Казанская ярмарка", находящихся в собственности муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", владельцем 100% акций, которого является муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", не приведет к изменению конечного собственника (выгодоприобретателя) данного имущества; совершение указанной сделки выведет ОАО "Казанская ярмарка" из-под действия Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) в связи с отсутствием у ОАО "Миллениум Зилант-Сити" обязанности проведения публичных торгов при возможной дальнейшей реализации акций ОАО "Казанская ярмарка", а это может привести к ограничению конкуренции; изменение владельца акций ОАО "Казанская ярмарка" может быть произведено и без передачи пакета его акций в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити".
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в суд.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 5 части 2 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия) или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, либо если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству.
В оспариваемом решении антимонопольный орган указал причину отказа - отсутствие информации об истинных причинах совершения сделки.
Однако, как правомерно указали суды пункт 5 части 2 статьи 33 Закона N 135-ФЗ не содержит такого основания для отказа в удовлетворении ходатайства о даче предварительного согласия на осуществление сделки.
Антимонопольный орган также не представил надлежащих и достаточных доказательств недостоверности представленных обществом сведений, необходимых для рассмотрения его ходатайства о даче предварительного согласия на совершение сделки и доказательств, подтверждающих тот факт, что совершение указанной сделки может привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Как указано, в оспариваемом решении антимонопольный орган сослался также на то, что изменение владельца акций ОАО "Казанская ярмарка" может быть произведено и без передачи пакета его акций в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити".
То есть антимонопольный орган фактически осуществил оценку целесообразности и обоснованности выбора органом местного самоуправления способа приватизации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного само управления.
Частью 4 статьи 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, уставы муниципальных образований.
На уровне Муниципального образования города Казани, согласно статье 40 его Устава, решение вопросов в сфере управления муниципальной собственностью, создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности, распоряжения средствами города Казани, осуществления управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в муниципальной собственности, отнесено к полномочиям Исполнительного комитета.
Полномочия руководителя Исполнительного комитета установлены статьей 43 Устава муниципального образования города Казани, согласно которой он руководит деятельностью Исполнительного комитета на принципах единоначалия, а также издает правовые акты - постановления и распоряжения - по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции Исполнительного комитета.
Таким образом, руководитель Исполнительного комитета был вправе давать специальное поручение муниципальному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" внести в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити" имущество (акции ОАО "Казанская ярмарка") от имени соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В рассматриваемом случае судами установлено, что распоряжением от 17.09.2009 N 924р-муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" поручено внести в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити" имущество (акции ОАО "Казанская ярмарка") от имени соответствующего муниципального образования. Данное распоряжение принято во исполнение ранее принятого постановления руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.06.2006 N 1142 "О создании ОАО "Миллениум Зилант-Сити"" и последующих изменений к нему.
При рассмотрении настоящего дела, суды правомерно сослались на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2010 по делу N А65-3699/2010,вступившее в законную силу, в котором участвовали ОАО "Миллениум Зилант-Сити" и антимонопольный орган, которым признаны незаконными решение и предписание антимонопольного органа от 31.12.2009 по делу N 06-321/2009 о признании исполнительного комитета нарушившим часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в связи с принятием постановления руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.06.2006 N 1142 "О создании ОАО "Миллениум Зилант-Сити"" и последующих изменений к нему.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций по указанному делу отметили, что, исходя из смысла статьи 39 Федерального Законаот 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), допускается нахождение 100% акций открытого акционерного общества в муниципальной собственности. Чьи-либо права и законные интересы в связи с передачей муниципального имущества в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", в котором 100% акций являются собственностью муниципального образования города Казани, не нарушаются.
Кроме того, суды указали, что внесение в соответствии с Законом N 178-ФЗ в уставной капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити" не является муниципальной помощью.
Таким образом, суды предыдущих инстанций обоснованно посчитали, что, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А65-3699/2010, имеют преюдициальное значение для настоящего дела и отклонили ссылку ответчика на то, что ОАО "Казанская ярмарка", акции которого находятся в собственности муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", было создано до подачи ходатайства о предварительном согласии на осуществление сделки по внесению этих акций в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", владельцем 100% акций, которого также является муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Принимая во внимание вышеизложенное, суды предыдущих инстанций правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований у антимонопольного органа для отклонения ходатайства заявителя о предоставлении согласия на осуществлении сделки.
В кассационной жалобе ответчика не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по делу N А65-33803/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия руководителя Исполнительного комитета установлены статьей 43 Устава муниципального образования города Казани, согласно которой он руководит деятельностью Исполнительного комитета на принципах единоначалия, а также издает правовые акты - постановления и распоряжения - по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции Исполнительного комитета.
...
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
...
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций по указанному делу отметили, что, исходя из смысла статьи 39 Федерального Законаот 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), допускается нахождение 100% акций открытого акционерного общества в муниципальной собственности. Чьи-либо права и законные интересы в связи с передачей муниципального имущества в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", в котором 100% акций являются собственностью муниципального образования города Казани, не нарушаются.
Кроме того, суды указали, что внесение в соответствии с Законом N 178-ФЗ в уставной капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити" не является муниципальной помощью."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 сентября 2011 г. N Ф06-6935/11 по делу N А65-33803/2009
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15893/11
22.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15893/11
01.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6935/11
17.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3995/11