г. Казань
06 сентября 2011 г. |
Дело N А12-21004/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Руднянском районе Волгоградской области, районный пункт Рудня
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2011 (судья Любимцева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А12-21004/2010
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Руднянском районе Волгоградской области, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Руднянскому детскому саду N 1 "Огонек" Руднянского муниципального района Волгоградской области, районного пункта, Рудня, о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения Руднянского детского сада N 1 "Огонек" Руднянского муниципального района Волгоградской области задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 3220 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Руднянском районе Волгоградской области (далее - пенсионный фонд, заявитель) с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Руднянского детского сада N 1 "Огонек" Руднянского муниципального района Волгоградской области (далее - детский сад N 1 "Огонек", учреждение, ответчик) задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 3220 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2011 требования пенсионного фонда удовлетворены частично.
Суд первой инстанции взыскал с детского сада N 1 "Огонек" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 4 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять новое решение.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, пенсионным фондом установлено, что детским садом N 1 "Огонек" за 2009 год не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии. В связи с этим у детского сада N 1 "Огонек" по состоянию на 30.04.2010 образовалась задолженность по уплате страховых взносов в размере 3220 руб.
30 апреля 2010 года пенсионным фондом в адрес детского сада N 1 "Огонек" выставлено требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии, в размере 3220 руб., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 64,96 руб. пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 6,23 руб.
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с детского сада N 1 "Огонек" недоимки по страховым взносам и пени с учетом уплаты в размере 3220 руб.
Суд первой инстанции, установив, что страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 3216 руб. перечислены детским садом N 1 "Огонек" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода бюджетной классификации, предназначенного для зачисления страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, сделал вывод об отсутствии недоимки по уплате страховых взносов в указанной сумме и счел подлежащими взысканию страховые взносы, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии, в размере 4 руб.
Суды предыдущих инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет.
Статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ установлены порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона N 167-ФЗ. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ (применяемого по рассматриваемому периоду) сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пункт 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (на который ссылается пенсионный фонд, указывает на то, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка-получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Соответственно положения вышеуказанных норм сводятся к тому, что сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации (далее - КБК) не может явиться основанием для непринятия обязанности по уплате страховых взносов не исполненной.
Как установлено судами, детский сад N 1 "Огонек" уплатило страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 2009 год, однако, ошибочно указало код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Факт перечисления детским садом N 1 "Огонек" страховых взносов в размере 3216 руб. и их поступление на соответствующий счёт казначейства в бюджет пенсионного фонда установлен судом первой инстанции, объективно подтверждается материалами дела и не оспаривается пенсионным фондом.
При таких обстоятельствах суды пришили к правомерному выводу, что внесение детским садом N 1 "Огонек" денежной суммы не на тот код бюджетной классификации не привело к непоступлению сумм страховых взносов в бюджет пенсионного фонда.
Соответственно пенсионный орган не оспаривает факт поступления денежных средств во внебюджетный фонд.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, Законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК. В то же время согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то, что это прямо не предусмотрено Законом N 212-ФЗ. Доводы пенсионного фонда, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи, с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А12-21004/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (на который ссылается пенсионный фонд, указывает на то, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка-получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
...
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, Законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК. В то же время согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то, что это прямо не предусмотрено Законом N 212-ФЗ. Доводы пенсионного фонда, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. N Ф06-7089/11 по делу N А12-21004/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7089/11