г. Казань
08 сентября 2011 г. |
Дело N А55-24960/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р., ,
при участии представителей:
заявителя - Начарова Д.В., доверенность от 11.10.2010,
ответчика - Андреева Н.П., доверенность от 20.05.2011 N 04-06/08266,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рамма", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2011 (судья - Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 (председательствующий судья - Засыпкина Т.С., судьи: Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-24960/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рамма", г. Самара (ИНН 6317073295, ОГРН 1086317001308), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РАММА" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 30.08.2010 N 22383 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, отправить дело на новое рассмотрение.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявителем в налоговый орган 30.03.2010 представлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2008 года, в соответствии с которой сумма налога к возмещению составила - 171,00 руб., налогооблагаемая база - 4 999 070 руб., НДС - 899 833 руб., вычеты определены в размере 900 004 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2008 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 14.07.2010 N 18870 (л.д. 6-8).
По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений инспекцией вынесено решение от 30.08.2010 N 22383 (л.д. 9-13), которым заявитель привлечен к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 179 966,60 руб., заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 899 833 руб. и уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 171 руб.
Основанием для вынесения данного решения о привлечении к налоговой ответственности послужило непредставление заявителем по требованию налогового органа документов в подтверждение заявленных вычетов по НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 08.10.2010 N 03-15/26111 в удовлетворении жалобы общества отказано.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим требованием.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу пункта 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им продавцу НДС производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения (пункт 2 статьи 173 НК РФ), налоговый орган вправе отказать в возмещении налогов сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами. Положения этой статьи находятся во взаимосвязи со статьями 171, 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
Отсутствие у налогового органа документов, являющихся основанием для исчисления налогов, а также подтверждающих применение налоговых вычетов, а соответственно, и возможность проведения проверки данных, отраженных в представленной декларации, по независящим от налогового органа причинам, не порождает у него безусловной обязанности принять решение о возврате заявителю НДС лишь на основании одной декларации.
Делая вывод о непредставлении суду налоговым органом надлежащих доказательств получения заявителем требований о предоставлении документов, суды указали на то, что заявителем был получен акт камеральной проверки, о чем свидетельствует отметка на копии акта, представленной налоговым органом. В связи с чем, суды пришли к правильному выводу о том, что у заявителя имелась возможность представить в налоговый орган документы в подтверждение налоговых вычетов вместе с возражениями на акт проверки. Однако такой возможностью заявитель не воспользовался.
Не представил указанные документы заявитель также и в вышестоящий налоговый орган и в суд.
При этом судами отмечено, что необходимые документы заявителем были представлены в суд только 20.12.2010. Налоговому органу копии документов направлены не были. Определением от 26.01.2011 судом первой инстанции было указано заявителю на необходимость представить документы в налоговый орган. Согласно почтовой квитанции счета-фактуры и книга покупок направлены в налоговый орган только 22.02.2011 (л.д. 106), в связи с чем суд определением от 24.02.2011 вынужден был отложить судебное заседание.
При таких обстоятельствах правомерен вывод судов о том, что действия заявителя привели к невозможности провести соответствующую проверку обоснованности заявленных вычетов по НДС по уточненной декларации не только в ходе камеральной проверки налоговой декларации, но и в процессе рассмотрения настоящего дела.
Согласно Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" указал, в силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд налогоплательщик может обратиться только в случае нарушения его права на возмещение НДС, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной главой 21 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Под несоблюдением налогоплательщиком установленной НК РФ административной (внесудебной) процедуры возмещения НДС следует понимать не только его непосредственное обращение в суд, минуя налоговый орган, но и представление в налоговый орган вместе с соответствующей налоговой декларацией неполного комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Кроме того, названная процедура не может считаться соблюденной налогоплательщиком, если им не выполнено требование налогового органа, предъявленное на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.
Поскольку заявитель не представил суду уважительных причин, по которым он не смог представить в налоговый орган документы в подтверждение налоговых вычетов вместе с возражениями на акт проверки, а также при обжаловании оспариваемого решения в вышестоящий налоговый орган, у суда не имеется оснований признать административную (внесудебную) процедуру возмещения НДС соблюденной.
Согласно представленной заявителем пояснительной записке (л.д. 108) заявленная сумма вычетов по декларации за 3 квартал 2008 года в размере 900 004 руб. сложилась по следующим счетам-фактурам:
- от закрытого акционерного общества ПСК "СтройПотенциал" от 31.07.2008 N 28 на сумму 3 075 775,53 руб., в т.ч. НДС в сумме 469 186, 1 руб., от 31.08.2008 N 29 на сумму 1 181 563,65 руб., в т.ч. НДС в сумме 180 238,52 руб., от 31.09.2008 N 30 на сумму 1 583 158,69 руб., в т.ч. НДС в сумме 241 498,78 руб.;
- от закрытого акционерного общества "Спецстроитель" от 03.09.2008 N 22 на сумму 26 000 руб., в т.ч. НДС в сумме 3966,1 руб., от 09.09.2008 N 23 на сумму 3500 руб., в т.ч. НДС в сумме 533,9 руб.;
- от общества с ограниченной ответственностью НПО "АЭ-Системы" от 17.09.2008 N 1405 на сумму 30 031 руб., в т.ч. НДС в сумме 4581 руб.
Между тем из ответа Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары информация о закрытом акционерном обществе ПСК "СтройПотенциал" (идентификационный номер (далее - ИНН) 6319130053) в базе данных регистрирующего органа отсутствует. За указанным ИНН зарегистрирована другая организация.
Таким образом, правомерен вывод судов со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 7588/08 по делу N А27-5203/2007-2 о том, что счета-фактуры от несуществующей организации не могут служить основанием для вычета по НДС.
По контрагентам: закрытое акционерное общество "Спецстроитель", общество с ограниченной ответственностью НПО "АЭ-Системы", заявителем не представлено доказательств реальности операций в виде оплаты за полученные услуги (товар).
Довод заявителя о том, что доказательств оплаты для применения вычетов не требуется, правильно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения прошло около двух лет с момента выставления указанных счетов-фактур. Однако доказательств оплаты по ним, в том числе и на момент вынесения решения судом первой инстанции, заявитель суду не представил.
При таких обстоятельствах, судами первой и апелляционной инстанций правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявитель не доказал реальность совершенных операций по указанным контрагентам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку при обращении с кассационной жалобой общество обратилось с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы, которое определением от 10.10.2011 удовлетворено, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации она подлежат взысканию в размере 1000 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 по делу N А55-24960/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Рамма", г. Самара, государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленной заявителем пояснительной записке ... заявленная сумма вычетов по декларации за 3 квартал 2008 года в размере 900 004 руб. сложилась по следующим счетам-фактурам:
- от закрытого акционерного общества ПСК "СтройПотенциал" от 31.07.2008 N 28 на сумму 3 075 775,53 руб., в т.ч. НДС в сумме 469 186, 1 руб., от 31.08.2008 N 29 на сумму 1 181 563,65 руб., в т.ч. НДС в сумме 180 238,52 руб., от 31.09.2008 N 30 на сумму 1 583 158,69 руб., в т.ч. НДС в сумме 241 498,78 руб.;
- от закрытого акционерного общества "Спецстроитель" от 03.09.2008 N 22 на сумму 26 000 руб., в т.ч. НДС в сумме 3966,1 руб., от 09.09.2008 N 23 на сумму 3500 руб., в т.ч. НДС в сумме 533,9 руб.;
- от общества с ограниченной ответственностью НПО "АЭ-Системы" от 17.09.2008 N 1405 на сумму 30 031 руб., в т.ч. НДС в сумме 4581 руб.
Между тем из ответа Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары информация о закрытом акционерном обществе ПСК "СтройПотенциал" (идентификационный номер (далее - ИНН) 6319130053) в базе данных регистрирующего органа отсутствует. За указанным ИНН зарегистрирована другая организация.
Таким образом, правомерен вывод судов со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 7588/08 по делу N А27-5203/2007-2 о том, что счета-фактуры от несуществующей организации не могут служить основанием для вычета по НДС."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2011 г. N Ф06-7642/11 по делу N А55-24960/2010