г. Казань
08 сентября 2011 г. |
Дело N А12-3625/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,
судей Сафина Н.Н., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Скиба С.А., доверенность от 19.01.2011 N 02-13/113,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омсктехуглерод"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-3625/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омсктехуглерод" (ИНН 5506066492, ОГРН 1065506041127) к Нижнее - Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488) о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омсктехуглерод" (далее - ООО "Омсктехуглерод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Нижне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) о признании недействительным распоряжения от 24.02.2011 N 486рп о проведении плановой выездной проверки.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает препятствия в осуществлении указанной деятельности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.04.2011 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным распоряжение Управления Ростехнадзора от 24.02.2011 N 486рп о проведении плановой выездной проверки ООО "Омсктехуглерод", как не соответствующее требованиям статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ и взыскана с Управления Ростехнадзора в пользу ООО "Омсктехуглерод" государственная пошлина по заявлению в размере 2000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.04.2011 отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе ООО "Омсктехуглерод" в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения Управления Ростехнадзора от 24.02.2011 N 486рп о проведении плановой выездной проверки.
В кассационной жалобе Общество просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 отменить, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.04.2011 оставить в силе, считая, что постановление апелляционного суда основано на неправильном применении норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии от 22.06.2009 N ВП-61-000445(ЖКСХ) осуществляет деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, государственная регистрация которых осуществлена 24.07.2009 - свидетельство о регистрации N А61-05704.
Управлением Ростехнадзора на основании плана проведения плановых проверок на 2011 год издано распоряжение от 24.02.2011 N 486рп о проведении плановой проверки ООО "Омсктехуглерод" на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных правовыми актами в сфере промышленной безопасности.
Проверка проведена в период с 1 по 29 марта 2011 г., по результатам которой составлен акт проверки N 486-рп/А.
Заявитель, полагая, что для назначения и проведения плановой проверки отсутствовали предусмотренные Федеральным законом N 294-ФЗ, основания, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции признал, что плановая проверка Общества с органами прокуратуры не согласована.
По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции не принял во внимание доводы контролирующего органа о том, что положения статьи 9 Закона в части организации и проведения плановой проверки в соответствии со статьей 27 Закона не подлежат применению до 01.07.2011.
Судебная коллегия соглашается с выводами апелляционного суда.
В соответствии с разделом I Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401) (далее - Положение) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 5.3.1.5 раздела II вышеуказанного Положения, на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Ростехнадзор осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Основная цель промышленной безопасности - предотвращение и минимизация последствий техногенных аварий и катастроф (пожаров, взрывов, выбросов ядовитых газов), являющихся следствием нарушений установленных технологий и алгоритмов работы персонала, а также отказов оборудования, на опасных производственных объектах. Последствия таких происшествий могут иметь негативные социальные последствия (заражение окружающей среды, человеческие жертвы или нанесение ущерба здоровью граждан).
Федеральным законом N 294-ФЗ установлены виды проверок: плановые и внеплановые.
Порядок организации и проведения плановой проверки установлен статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ. Указанной статьей установлены предмет и основания данного вида проверки, включающие в себя, в том числе, периодичность и процедуру согласования плана проверок с органами прокуратуры.
Основанием проведения плановой проверки, в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ, является ежегодный план проведения плановых проверок. Согласно части 8 статьи 9 основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1. государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2. окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3. начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Вместе с тем, из материалов дела следует, что аналогичная проверка Общества проводилась Управлением Ростехнадзора в период с 11 по 18 мая 2010 года.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, Общество указало, что контролирующим органом нарушены положения статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в части периодичности проведения проверок и согласования плана проверки с органами прокуратуры, поскольку предыдущая плановая проверка Общества проводилась в 2010 году, а план проверок на 2011 год с органами прокуратуры не согласован.
Как установлено частями 6-6.4, 7 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля, органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования регламентируется Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.
Опровергая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что в силу части 1 статьи 4 и части 5 статьи 27 Федерального закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, применяются при осуществлении контроля и надзора за промышленной безопасностью с 1 июля 2011 года. Таким образом, до наступления указанной даты на сферу контроля и надзора за промышленной безопасностью не распространяется требование по согласованию проведения вне плановой выездной проверки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля с органом прокуратуры.
Указанное положение до указанной даты не распространяется и на установление периодичности проведения плановых проверок - не чаще чем один раз в три года. Управление Ростехнадзора имело право назначить проведение плановой проверки без согласования с органами прокуратуры и до истечения 3-х лет с момента проведения последней проверки.
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами апелляционного суда, что проведение Управлением Ростехнадзора плановой проверки не противоречит требованиям Федерального закона N 294-ФЗ, в связи с чем, довод Общества о нарушении административным органом положений части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ о периодичности проведения проверок не чаще одного раза в 3 года, подлежит отклонению как несостоятельный.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ (в которой также установлен предмет и основания данного вида проверки, включающей процедуру согласования с органами прокуратуры).
Срок проведения проверки установлен статьей 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
Следовательно, учитывая внесенные в Федеральный закон N 294-ФЗ изменения, до 01.07.2011 при осуществлении государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью не применяются статьи 9, 10, 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год, утвержденный Управлением Ростехнадзора, в соответствии с которым начата проверка в отношении ООО "Омсктехуглерод", не требует согласования с органами прокуратуры, поскольку на порядок организации и проведения данной проверки не распространяется действие статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ.
Судебная коллегия выводы апелляционного суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных апелляционным судом.
Ссылка Общества на судебную практику подлежит отклонению, поскольку указанные им судебные акты в силу статьи 69 АПК РФ, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах основания для отмены постановления апелляционного суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 по делу N А12-3625/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Герасимова |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Опровергая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что в силу части 1 статьи 4 и части 5 статьи 27 Федерального закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, применяются при осуществлении контроля и надзора за промышленной безопасностью с 1 июля 2011 года. Таким образом, до наступления указанной даты на сферу контроля и надзора за промышленной безопасностью не распространяется требование по согласованию проведения вне плановой выездной проверки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля с органом прокуратуры.
Указанное положение до указанной даты не распространяется и на установление периодичности проведения плановых проверок - не чаще чем один раз в три года. Управление Ростехнадзора имело право назначить проведение плановой проверки без согласования с органами прокуратуры и до истечения 3-х лет с момента проведения последней проверки.
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами апелляционного суда, что проведение Управлением Ростехнадзора плановой проверки не противоречит требованиям Федерального закона N 294-ФЗ, в связи с чем, довод Общества о нарушении административным органом положений части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ о периодичности проведения проверок не чаще одного раза в 3 года, подлежит отклонению как несостоятельный.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ (в которой также установлен предмет и основания данного вида проверки, включающей процедуру согласования с органами прокуратуры).
Срок проведения проверки установлен статьей 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
Следовательно, учитывая внесенные в Федеральный закон N 294-ФЗ изменения, до 01.07.2011 при осуществлении государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью не применяются статьи 9, 10, 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год, утвержденный Управлением Ростехнадзора, в соответствии с которым начата проверка в отношении ООО "Омсктехуглерод", не требует согласования с органами прокуратуры, поскольку на порядок организации и проведения данной проверки не распространяется действие статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2011 г. N Ф06-7062/11 по делу N А12-3625/2011
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7062/11