г. Казань
15 сентября 2011 г. |
Дело N А55-551/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
заявителя - Нафикова И.И. (доверенность от 01.09.2011 N 38-04-2011),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-551/2011
по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь, в лице Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, об оспаривании пункта 4 предписания от 10.11.2010 N 80/139-ГЭК, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Камышла", с. Камышла Самарской области (ИНН 6370002109, ОГРН 1046302502267),
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - прокуратура, заявитель) обратились в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство, ответчик) от 10.11.2010 N 80/139-ГЭК и обязании общества с ограниченной ответственностью "Камышла" (далее - ООО "Камышла", общество) до 05.10.2011 разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011, заявленные требования удовлетворены, предписание Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в части обязания разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 4) до 05.10.2011 признано недействительным.
Министерство, считая состоявшиеся судебные акты, вынесенными в связи с неправильным применением норм материального права, обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требований.
В представленном возражении на жалобу министерства, прокуратура просит оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Министерством заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей, кроме прокуратуры, в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 08.11.2010 N 180-р-ГЭК должностными лицами министерства 10.11.2010 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Камышла" требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт от 10.11.2010 N 139-ГЭК.
Из данного акта проверки следует, что обществом не соблюдены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
На основании акт проверки от 10.11.2010 N 139-ГЭК в отношении общества министерством вынесено предписание от 10.11.2010 N 80/139 ГЭК об устранении выявленных в результате проверки нарушений и предписано в срок до 05.10.2011 провести ряд мероприятий, в том числе разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 4 предписания).
Установив, что принятым ответчиком предписанием от 10.11.2010 N 80/139-ГЭК нарушено законодательство и права ООО "Камышла" в сфере предпринимательской деятельности, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
С 01.07.2009 названный Закон действует в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Из анализа пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, регулирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, следует, что закон освобождает субъектов малого и среднего предпринимательства от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такие предприятия представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Критерии отнесения организаций к категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьёй 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество относится к субъектам малого предпринимательства.
Следовательно, в силу положений пунктов 3 и 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ ООО "Камышла" не обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанная обязанность для таких субъектов предпринимательской деятельности заменена обязанностью представления отчётности об образовании отходов в уведомительном порядке.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что у общества как у субъекта малого предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А55-551/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, регулирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, следует, что закон освобождает субъектов малого и среднего предпринимательства от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такие предприятия представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Критерии отнесения организаций к категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьёй 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество относится к субъектам малого предпринимательства.
Следовательно, в силу положений пунктов 3 и 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ ООО "Камышла" не обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанная обязанность для таких субъектов предпринимательской деятельности заменена обязанностью представления отчётности об образовании отходов в уведомительном порядке.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что у общества как у субъекта малого предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2011 г. N Ф06-7496/11 по делу N А55-551/2011
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7496/11