Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 сентября 2011 г. N Ф06-8300/11 по делу N А55-20925/2010
г. Казань
23 сентября 2011 г.
Дело N А55-20925/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Зайцевой Ю.М., представитель, доверенность от 07.09.2011 N 13758,
в отсутствие:
Козырева Сергея Михайловича - извещен надлежащим образом,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 27.06.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-20925/2010
по иску индивидуального предпринимателя Козырева Сергея Михайловича, село Черноречье, Самарская область, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Козырев Сергей Михайлович (далее - предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - теруправление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия теруправления, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату по заявлению от 11.03.2010 N 14/173, с учетом заявлений о приобщении дополнительных документов от 07.05.2010, 19.05.2010, 09.07.2010; об обязании теруправления и Росимущества в месячный срок принять решение о предоставлении заявителю в собственность за плату (по цене, устанавливаемой в размере 10-кратного размера ставки земельного налога) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Советская, участок N 37А, площадью 550 кв.м, кадастровый номер 63:17:0802007:93, отнесенного к категории земель населенных пунктов, имеющего разрешенное использование для магазина.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 27.06.2011, заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие теруправления и Росимущества, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении за плату в собственность предпринимателя земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, площадью 550 кв.м, кадастровый номер 63:17:0802007:93. Суд обязал ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о предоставлении в собственность заявителя вышеуказанного земельного участка и направления ему проекта договора купли-продажи.
Теруправление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, теруправление не имеет полномочий на самостоятельное принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем нельзя признать его бездействие незаконным.
В своем выступлении в суде кассационной инстанции представитель теруправления просила жалобу удовлетворить, судебные акты отменить.
В отзыве на жалобу предприниматель полагал в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предприниматель обратился к теруправлению с заявлением от 11.03.2010 N 14/173 о предоставлении ему в собственность земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по вышеуказанному адресу, площадью 550 кв.м, кадастровый номер 63:17:0802007:93. Давая оценку этим документам, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что к данному заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", включая кадастровый паспорт земельного участка.
Теруправление письмом от 14.04.2010 N 14/173 предложило заявителю представить дополнительные документы, которые были предоставлены предпринимателем 07.05.2010.
Письмом от 13.09.2010 N 14/173 теруправление направило пакет документов в Росимущество.
Непринятие решения о продаже заявителю земельного участка в установленный законом срок, послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования заявителя, исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на право постоянного (бессрочного) пользования. Осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судами установлено, что ответчиками обращения предпринимателя в установленный законом срок не рассмотрены и решения по ним не приняты.
Довод теруправления изложенный в кассационной жалобе об отсутствии у него полномочий распоряжения земельными участками судами первой и апелляционной инстанций был правомерно отклонен, поскольку согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, а на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Самарской области таким органом является теруправление.
Таким образом, ответчики являются уполномоченными органами по решению вопроса о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка.
Таким образом, обращение ответчиками оставлено без ответа, что является бездействием, которое не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, а также с учетом заключенного между теруправлением и предпринимателем договора купли-продажи от 24.06.2011 N 98-11-149-р/09 спорного земельного участка, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 27.06.2011 по делу N А55-20925/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю. Муравьев
Судьи
Р.В. Ананьев
А.Ф. Фатхутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
...
Довод теруправления изложенный в кассационной жалобе об отсутствии у него полномочий распоряжения земельными участками судами первой и апелляционной инстанций был правомерно отклонен, поскольку согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, а на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Самарской области таким органом является теруправление.
Таким образом, ответчики являются уполномоченными органами по решению вопроса о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка.
Таким образом, обращение ответчиками оставлено без ответа, что является бездействием, которое не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 сентября 2011 г. N Ф06-8300/11 по делу N А55-20925/2010