г. Казань
02 июня 2011 г. |
Дело N А65-21941/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
заявителя - Парфёновой А.А. (доверенность от 01.05.2011 б/н),
ответчика - Идиятуллиной И.И. (доверенность от 26.01.2010 N 7),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис", г. Альметьевск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2011 (председательствующий судья Абульханова Г.Ф., судьи Якупова Л.М., Мотрохин Е.Ю.)
по делу N А65-21941/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис", г. Альметьевск (ИНН 1644041199, ОГРН 1061644065405) к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск, о признании постановления от 22.09.2008 N 2331 несоответствующим пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункту 11.7 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 и недействующим, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: государственного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", г. Казань, муниципального учреждения "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства", г. Альметьевск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик, исполком) о признании пункта 1 постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 22.09.2008 N 2331 "О начале отопительного периода 2008-2009 годов" в части установления начала отопительного периода с 22.09.2008 вместо 10.10.2008 не соответствующим пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 и недействующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" (далее - государственное учреждение по гидрометеорологии); Муниципальное учреждение "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства" (далее - муниципальное учреждение, Департамент ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании обжалуемого постановления незаконным.
В отзыве ответчик просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
От иных участников процесса отзывы не поступили.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, 22.09.2008 руководителем исполкома принято постановление N 2331 "О начале отопительного периода 2008-2009 года для жилого фонда Альметьевского муниципального района", согласно пункту 1 которого срок начала отопительного сезона установлен с 22.09.2008 в связи с установившейся в течение пяти суток среднесуточной температурой наружного воздуха не выше +8 градусов С.
Общество считает, что установление начала срока отопительного сезона на 2008-2009 года с 22.09.2008 нарушает положения пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации), а также нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
По мнению заявителя, у исполкома отсутствовали основания для принятия решения о начале отопительного сезона 2008-2009 с 22.09.2008, поскольку по данным государственного учреждения по гидрометеорологии началом отопительного периода 2008-2009 является 10.10.2008.
Общество указало, что вследствие незаконного увеличения продолжительности отопительного периода оно несет убытки в виде переплаты за отопление теплоснабжающим организациям, что в конечном итоге приводит к необоснованному увеличению размера платы за отопление населению.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, применив положения части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗР "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", руководствуясь разъяснениями пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", правильно установил, что оспариваемое постановление исполкома от 22.09.2008 N 2331 обладает признаками нормативного правового акта, поскольку им установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Данным правовым актом нормативно установлено начало отопительного периода на территории муниципального района, тем самым, возлагая на субъекты правоотношений, связанных с обеспечением населения района теплоснабжением, правила поведения, установленные иными нормативными правовыми актами. Действие оспариваемого постановления ограничено во времени началом отопительного периода, однако подлежит применению во всех случаях и всеми, кто продает коммунальные ресурсы, предоставляет и потребляет коммунальные услуги.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, в пределах его полномочий, с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг и пунктом 11.7 Правил технической эксплуатации, необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии со статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1, абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции обоснованным в силу следующего.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В пункте 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 градусов C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 градусов C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Из информации, представленной на запрос суда первой инстанции официальным органом - государственным учреждением по гидрометеорологии, следует, что по данным наблюдений метеорологической станции "Акташ", ближайшему к городу Альметьевску, среднесуточная температура наружного воздуха: на 22.09.2008 составила + 7,8 градусов С, за периоды с 16.09.2008 по 21.09.2008 (5 суток) составила + 7,27 градусов С, колеблясь от 5,9 градусов С до 9,3 градусов С, то есть ниже + 8 градусов С.
Более того, материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление было принято в связи с прогнозируемым похолоданием и необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Альметьевска.
В последующий период с 23.09.2008 по 09.10.2008 температура колебалась с 6,6 градусов С до 9,9 градусов С, в определенные дни составляя + 2,1; 3,2; 7,1 градусов С, то есть значительно ниже +8 градусов С, на 10.10.2008 и 12.10.2008 составила +3,6 градусов С, 11.10.2008 составила +3,1 градуса С.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление принято главой исполкома в соответствии с действующим законодательством, в пределах его полномочий, с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг и пунктом 11.7 Правил технической эксплуатации, а также в соответствии с необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Альметьевска, в связи с началом похолодания наружного воздуха с 16.09.2008.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что начало отопительного периода 2008-2009 годов с 10.10.2008 (по данным государственного учреждения по гидрометеорологии, на которые ссылается заявитель) является средним по Республике Татарстан. Город Альметьевск расположен не на берегу реки Волги, как Казань, а в Закамском регионе Республики Татарстан (за рекой Камой), в 238 километрах от г. Казани в сторону Оренбургской области, и климатические условия (в том числе осеннее похолодание наружного воздуха) в нем могут значительно отличаться как от г. Казани, так и от средних значений по Республике Татарстан. Оспариваемым постановлением исполкома начало отопительного сезона 2008-2009 годов с 22.09.2008 устанавливалось не только для жилых домов, находящихся в управлении общества, но и иных жилых домов, а так же для детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений органов здравоохранения и социального обеспечения.
Доказательства того, что спорным постановлением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалах дела отсутствуют. Само по себе решение о начале отопительного периода в муниципальном районе не влечет автоматического нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в частности, возникновения у него убытков в связи с увеличением продолжительности отопительного периода. Из материалов дела следует, что задолженность заявителя перед ресурсоснабжающей организацией возникла в результате подписания заявителем акта приема-передачи дебиторской и кредиторской задолженности по отоплению жильцов.
Иным доводам кассационной жалобы дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом первой инстанции норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В связи с предоставлением Обществу отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу и отсутствием доказательств ее оплаты, государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2011 по делу N А65-21941/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 градусов C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 градусов C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
...
В последующий период с 23.09.2008 по 09.10.2008 температура колебалась с 6,6 градусов С до 9,9 градусов С, в определенные дни составляя + 2,1; 3,2; 7,1 градусов С, то есть значительно ниже +8 градусов С, на 10.10.2008 и 12.10.2008 составила +3,6 градусов С, 11.10.2008 составила +3,1 градуса С.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление принято главой исполкома в соответствии с действующим законодательством, в пределах его полномочий, с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг и пунктом 11.7 Правил технической эксплуатации, а также в соответствии с необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Альметьевска, в связи с началом похолодания наружного воздуха с 16.09.2008."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2011 г. N Ф06-3687/11 по делу N А65-21941/2010