г. Казань
06 октября 2011 г. |
Дело N А12-21003/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2011 (судья - Любимцева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 (председательствующий судья - Лыткина О.В., судьи: Борисова Т.С., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-21003/2010
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Волгоградской области к муниципальному образовательному учреждению Громовской средней общеобразовательной школе Руднянского муниципального района Волгоградской области о взыскании денежных средств в сумме 7510,05 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Руднянском районе Волгоградской области (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с муниципального образовательного учреждения Громковской средней общеобразовательной школы Руднянского муниципального района Волгоградской области (далее - МОУ Громковская СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области, учреждение) задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 7499,01 руб.
Пенсионный фонд, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, МОУ Громковская СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области зарегистрировано в пенсионном фонде в качестве страхователя и на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ обязана ежемесячно производить уплату авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за наемных работников.
В связи с тем, что данная обязанность плательщиком не выполнялась своевременно, недоимка по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии по состоянию на 30.04.2010 за 2009 год составила 7 499 руб. 01 коп.
В МОУ Громковская СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области было направлено требование от 26.05.2010 N 69 о необходимости уплатить недоимку по страховым взносам.
В связи с тем, что задолженность в полном объеме не была погашена в добровольном порядке, пенсионный фонд обратился с заявлением в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонд обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщика страховых взносов - организации признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком страховых взносов - организацией за расчетный период в пользу физических лиц.
Согласно статье 10 Федеральный закон N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят начисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода (календарного года) страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, МОУ Громковская СОШ имеет задолженность перед Пенсионным фондом Российской Федерации за 2009 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 7 499 руб. 01 коп.
Между тем судами также установлено, что уплаченные учреждением страховые взносы в указанной сумме ошибочно перечислены по коду бюджетной классификации, предназначенному для зачисления платежей на страховую часть трудовой пенсии, в связи с чем у плательщика образовалась переплата по страховым взносам, зачисляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 7499 руб. 20 коп., что подтверждается справкой пенсионного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действовал в 2009 году) сумма страховых взносов считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт поступления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не оспаривается.
Судебными инстанциями правильно отмечено, что ошибку учреждения в наименовании кода КБК нельзя приравнять к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанности по уплате страховых взносов, поскольку неправильное указание учреждением КБК привело лишь к неправильной классификации платежа. Денежные средства в любом случае подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку спорные денежные средства зачислены в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, соответственно, МОУ Громковская СОШ исполнило обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а потому суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований пенсионного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 указанного закона в случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 26 с учетом пункта 1 статьи 3 указанного Закона сумма излишне взысканных страховых взносов и пеней подлежит возврату на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данная обязанность возникла у пенсионного фонда после дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ (пункт 3 статьи 62).
Кроме того, письмом Федеральной налоговой службы от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" предусмотрен порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба.
Возложение обязанности по зачету и возврату взносов на обязательное пенсионное страхование на орган пенсионного фонда не препятствуют реализации порядка возврата переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного указанным письмом.
При указанных обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что отсутствие урегулирования порядка проведения зачета при наличии правового урегулирования механизма возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не препятствует осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применительно к механизму возврата переплаты.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А12-21003/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 указанного закона в случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.
...
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 26 с учетом пункта 1 статьи 3 указанного Закона сумма излишне взысканных страховых взносов и пеней подлежит возврату на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данная обязанность возникла у пенсионного фонда после дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ (пункт 3 статьи 62)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 октября 2011 г. N Ф06-7985/11 по делу N А12-21003/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7985/11