г. Казань
06 октября 2011 г. |
Дело N А06-6941/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Погорелов С.В., доверенность от27.06.2011 N 102,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.02.2011 (судья Негерев С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)
по делу N А06-6941/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным и отмене решения от 04.08.2010 по делу N 11-К-03-10,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" в лице филиала в городе Астрахань (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган) от 04.08.2010 по делу N 11-К-03-10.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.02.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 04.10.2011 был объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 06.10.2011.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 04.08.2010 по делу N 11-К-03-10 действия общества, совершенные на рынке услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде, в пределах территории охваченной присоединенной сетью заявителя на территории Кировского, Ленинского и Советского районов города Астрахани, и выразившиеся в применении тарифа на горячую воду с 01.07.2009 по 17.06.2010, не утвержденного уполномоченным органом регулирования, признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В связи с установлением постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 18.06.2010 N 21 тарифа на горячую воду для заявителя с 01.08.2010 по 31.12.2010 в размере 60 рублей 60 копеек/м3, с 01.01.2011 по 31.12.2011 - 68 рублей 17 копеек/м3, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства обществу не выдавалось.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Исходя из содержания данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), к регулируемым тарифам и на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду.
На основании пунктов 47, 48 49 раздела VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды. Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Антимонопольным органом установлено, что в границах присоединенной сети, общество является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим тепловую энергию в горячей воде.
Факт осуществления деятельности в период с 01.07.2009 по 17.06.2010 без установленного уполномоченным органом регулирования тарифа на горячую воду, не опровергается и не оспаривается заявителем.
Заявление по установлению тарифа на горячую воду направлено обществом в Службу по тарифам Астраханской области только 09.02.2010, то есть спустя 7 месяцев с начала осуществления деятельности. Доказательств невозможности своевременно обратиться в службу по тарифам Астраханской области с заявлением об установлении тарифов, обществом в материалы дела не представлены.
Доводы подателя жалобы об отсутствии законной необходимости установления для общества тарифа на горячую воду и вины общества в реализации в период с 01.07.2009 по 17.06.2010 горячей воды без установленного тарифа, были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка.
При этом судами правильно отмечено, что заявитель, отрицая обязанность иметь для себя установленные тарифы на горячую воду, своими действиями по установлению тарифов, фактически признал необходимость этих тарифов.
Несмотря на то, что стоимость поставляемой обществом горячей воды в вышеуказанный период не превышала размер тарифа, установленного Службой по тарифам Астраханской области, установление самостоятельно цен на горячую воду в отсутствие утвержденного для заявителя тарифа является нарушением установленного порядка ценообразования - пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества, судебная коллегия признает законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А06-6941/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 25.07.2011 N 917.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пунктов 47, 48 49 раздела VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды. Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
...
Несмотря на то, что стоимость поставляемой обществом горячей воды в вышеуказанный период не превышала размер тарифа, установленного Службой по тарифам Астраханской области, установление самостоятельно цен на горячую воду в отсутствие утвержденного для заявителя тарифа является нарушением установленного порядка ценообразования - пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 октября 2011 г. N Ф06-8417/11 по делу N А06-6941/2010