г. Казань
04 октября 2011 г. |
Дело N А12-1951/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления внутренних дел по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.04.2011 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи: Кузьмичев С.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-1951/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоТранс", г. Волгоград, к Межрайонному отделу государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконными решения и действий государственного органа, с участием третьих лиц: Главного управления внутренних дел по Волгоградской области, г. Волгоград, Волгоградской таможни, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоТранс" (далее - ООО "АвтоТранс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области (далее - ГУВД по Волгоградской области, Управление, ответчик) о признании незаконными: решения МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области, выраженного в заключении об аннулировании регистрации автомобиля SETRA S250, 1996 г.в., г/н АМ 839 34 регион, идентификационный номер WIN WKK 13300001030177, утвержденном начальником МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области 15.12.2010, и действий МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области по внесению записи об аннулировании регистрации автомобиля SETRA S250, 1996 г.в., г/н АМ 839 34 регион, идентификационный номер WIN WKK 13300001030177 и принятии мер по устранению нарушенного права путем восстановления регистрации автомобиля SETRA S250, 1996 г.в., г/н АМ 839 34 регион, идентификационный номер WIN WKK 13300001030177, с выдачей изъятых документов - паспорт транспортного средства (ПТС) 34 СЕ 824669 на вышеназванный автомобиль.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУВД по Волгоградской области просит указанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения вышеуказанными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как усматривается из материалов дела, от Волгоградской таможни 02.12.2010 ответчику поступило сообщение, что в ходе дознания по уголовному делу N 1118/980202 установлено, что на автобусе КАЕSSBOHRER SETRA S250, 1996 г.в., г/н АМ 839 34 регион установлен двигатель экологического класса Евро 1, в связи с чем, данное транспортное средство не может быть допущено к участию в дорожном движении, на основании постановления Правительства от 12.10.2005 N 609 "Об утверждении технического регламента о требованиях выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Исходя из этого инспектором по розыску МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области Ахмедовым А.А. вынесено заключение от 25.11.2010 об аннулировании регистрации автомобиля АМТС КАЕSSBOHRER SETRA S250, 1996 г.в., г/н АМ 839 34 регион, принадлежащего ООО "АвтоТранс", которое 15.12.2010 утверждено начальником МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области Карасевым В.В., а 22.12.2010 об аннулировании регистрации принадлежащего обществу автобуса стало известно истцу.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, судебные инстанции признали их законными и обоснованными и исходили из следующих обстоятельств.
Вступившим в законную силу постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008, оставленным без изменения постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2009 по делу N А12-6882/2008, удовлетворено заявление ООО "АвтоТранс" к Волгоградской таможне о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей и возврате обществу излишне взысканной суммы таможенных пошлин, налогов и пени в сумме 830 913,12 рублей, а также признано незаконным требование Волгоградской таможни об уплате таможенных платежей.
При этом суды исходили из доказанности заявления обществом к таможенному оформлению автобуса SETRA S250 объемом двигателя 6 871 куб.см., в то время как таможенный орган не доказал, что на ввозимом автобусе установлен двигатель объемом 11 967 куб.см.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Материалами вышеуказанного дела установлено, что ООО "АвтоТранс", действуя на основании договора с американской фирмой, ввезло на таможенную территорию России автотранспортное средство - автобус пассажирский SETRA S250, 1996 г.в.
В пункте 1.1 указанного договора объем двигателя ввезенного транспортного средства составляет 6 871 куб.см., что принято таможенным органом в качестве основания для расчета таможенных платежей и НДС.
Впоследствии таможня сообщила обществу, что при осуществлении мероприятий таможенного контроля, инспекторы таможни не обнаружили на двигателе маркировку, которая свидетельствовала бы о модели двигателя и его объеме, предложив обществу представить дополнительные документы, подтверждающие объем двигателя.
Обществом в материалы дела представлены заключение Волгоградской торгово-промышленной палаты от 14.12.2007 N 117/07, справка ЭКЦ ГУВД по Волгоградской области, подтверждающая, что признаков изменения идентификационной маркировки VIN WKK 13300001030177 и маркировки двигателя D0826 LUH 18-3658007033 B111 автобуса SETRA S250, 1996 г.в., не обнаружено, справка эксперта от 04.02.2008 N 759 ЭКЦ ГУВД по Волгоградской области, справка ООО "ЗУБР" от 19.02.2008, справка ООО "АВАНТА" от 19.02.2008, подтверждающие, что на ввозимом ООО "АвтоТранс" автобусе марки SETRA S250, установлен двигатель MAN модель D0826 LUH 18 объемом 6 871 куб.см.
Исходя из изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что автобус КАЕSSBOHRER SETRA S250, 1996 г.в., ввезенный ООО "АвтоТранс" на территорию России, имел при ввозе объем двигателя 6 871 куб.см, что соответствовало второму экологическому классу (сертификат соответствия N С-DE.ЭА01.А.40652, выданный 03.12.2007 органом сертификации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов , правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 27.08.2010) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") (далее - Правила регистрации) предусмотрены обстоятельства, при наличии которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства.
Согласно пункту 51 Правил регистрации не производится регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение (абзац 3 пункта 51 Правил регистрации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 09 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее по тексту - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
Пунктами 3, 10 Специального регламента установлено, что уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
Согласно пункту 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, второго экологического класса действовали до 01.01.2008.
Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, установлено, что документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" определено, что паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
В рассматриваемом случае после таможенного оформления ввозимого на территорию России автобуса SETRA S250, 1996 г.в., 29.12.2007 Волгоградской таможней обществу выдан ПТС 34 ТВ 124525 со следующими данными: идентификационный номер VIN WKK 13300001030177, марка модель КАЕSSBOHRER SETRA S250 Special, 1996 г.в., модель двигателя отсутствует, кузов WKK 13300001030177, цвет бело-серый, мощность 370 л.с. (272), рабочий объем двигателя 11967 куб.см., экологический класс - II.
Таким образом, 12.03.2008 указанный автобус поставлен на регистрационный учет в МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области с выдачей государственного регистрационного номера АМ 839 34 регион.
В представленном обществом паспорте транспортного средства, выданного Волгоградской таможней по результатам проверки ввозимого товара, указан второй экологический класс транспортного средства, в связи с чем, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что вышеуказанный автобус на момент ввоза на территорию России соответствовал техническим нормативам, установленным Специальным регламентом и может быть допущен к участию в дорожном движении.
Кроме того, сертификатом соответствия от 03.12.2007 N С-DE.ЭА01.А.40652 выданным "ОСМТС-Центр Эспертизы" также подтверждается принадлежность двигателя ко второму экологическому классу.
Материалами дела установлено, что в ходе проведенного Волгоградской таможней дознания по уголовному делу в отношении директора ООО "АвтоТранс" Колесова Е.В. таможенным органом не доказано, что двигатель на автобусе не менялся, что отражено в постановлении Волгоградской транспортной прокуратуры от 23.10.2010 о прекращении уголовного дела.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 35 Конституции Российской Федерации, МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области после аннулирования регистрации транспортного средства, изъяло ПТС, что подтверждается талоном акта 34 ВВ N 002448 от 22.12.2010.
При принятии решения об аннулировании регистрации, регистрирующий орган располагал документами, свидетельствующими о принадлежности спорного автобуса ООО "АвтоТранс", в ПТС был указан второй экологический класс двигателя.
При этом регистрирующий орган произвел действия по аннулированию регистрации транспортного средства, не проверив в установленном пунктом 51 Правил регистрации, утвержденных Приказом МВД РФ N 1001, порядке информацию таможенного органа, не приняв меры к получению дополнительных сведений, в том числе указывающих на отсутствие противоправных действий заявителя (постановление о прекращении уголовного дела).
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для аннулирования регистрации вышеуказанного транспортного средства, и, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворили требования заявителя о признании незаконным решения МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области об аннулировании регистрации транспортного средства и действий по внесению записи об аннулировании регистрации автомобиля, поскольку оспариваемые решение и действия ответчика нарушают имущественные права общества, так как препятствуют обществу использовать имущество по своему назначению.
Судами полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, установлены имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 АПК РФ) отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.04.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 по делу N А12-1951/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления внутренних дел по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" определено, что паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
...
Материалами дела установлено, что в ходе проведенного Волгоградской таможней дознания по уголовному делу в отношении директора ООО "АвтоТранс" Колесова Е.В. таможенным органом не доказано, что двигатель на автобусе не менялся, что отражено в постановлении Волгоградской транспортной прокуратуры от 23.10.2010 о прекращении уголовного дела.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 35 Конституции Российской Федерации, МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области после аннулирования регистрации транспортного средства, изъяло ПТС, что подтверждается талоном акта 34 ВВ N 002448 от 22.12.2010.
При принятии решения об аннулировании регистрации, регистрирующий орган располагал документами, свидетельствующими о принадлежности спорного автобуса ООО "АвтоТранс", в ПТС был указан второй экологический класс двигателя.
При этом регистрирующий орган произвел действия по аннулированию регистрации транспортного средства, не проверив в установленном пунктом 51 Правил регистрации, утвержденных Приказом МВД РФ N 1001, порядке информацию таможенного органа, не приняв меры к получению дополнительных сведений, в том числе указывающих на отсутствие противоправных действий заявителя (постановление о прекращении уголовного дела)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2011 г. N Ф06-8961/11 по делу N А12-1951/2011