г. Казань
06 октября 2011 г. |
Дело N А57-7327/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Турсуновой О.В., доверенность от 10.01.2011 N 3,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Турсуновой о.в., доверенность от 30.12.2010 N 05-17/121,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Химэкспром", г. Балаково Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2010 (судья - Сеничкина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 (председательствующий судья - Комнатная Ю.А., судьи: Дубровина О.А., Луговской Н.В.)
по делу N А57-7327/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Химэкспром", г. Балаково Саратовской области (ИНН 6439046531 ОГРН 1026401399859), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, о признании недействительным ненормативного правового акта в части, с участием заинтересованных лиц: администрации муниципального образования "Город Балаково", г. Балаково Саратовской области, Управления Роснедвижимости по Саратовской области, г. Саратов, Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "Химэкспром" (далее - ЗАО "Химэкспром", заявитель, налогоплательщик, общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 25.03.2010 N 70 в части доначисления и уплаты обществом земельного налога в сумме 2 914 955 руб. и взыскания пени в сумме 110 331,05 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
ЗАО "Химэкспром" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, вынести новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Производство по кассационной жалобе ЗАО "Химэкспром" было приостановлено определением суда кассационной инстанции от 19.05.2011 в связи с передачей в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вынесенных по делам N А57-4717/2010 и А57-7719/2010 по аналогичным спорам. Производство по жалобе было приостановлено до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указанных и размещения судебных актов на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлениями от 26.07.2011 N 2081/11 и 2647/11 отменил судебные акты по делам N А57-4717/2010 и А57-7719/2010 и направил указанные дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Указанные постановления от 26.07.2011 N 2081/11 и от 26.07.201 N 2647/11 были размещены на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 05.09.2011, после чего определением суда кассационной инстанции от 07.09.2011 производство по кассационной жалобе ЗАО "Химэкспром" по делу N А57-7327/2010 было возобновлено.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2009 года, предоставленной ЗАО "Химэспром" по телекоммуникационным каналам связи 28.10.2009, о чем был составлен акт камеральной налоговой проверки от 10.02.2010 N 264.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки инспекцией вынесено решение от 25.03.2010 N 70, согласно которому ЗАО "Химэкспром" предложено уплатить сумму земельного налога в размере 2 914 955 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 110 331 руб. 05 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 17.05.2010 решение инспекции оставлено без изменения.
ЗАО "Химэкспром" не согласившись с указанным решением инспекции, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на многочисленные нарушения, допущенные органом исполнительной власти при определении кадастровой стоимости земельных участков в целом по Саратовской области и утверждения ее результатов, в связи с чем общество пришло к выводу об отсутствии нормативного акта, определяющего кадастровую стоимость земельных участков, которая должна быть использована налогоплательщиками для расчета земельного налога за 3 квартал 2009 года.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суды исходили из того, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за проверяемый период 2009 года общество было обязано применять кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - постановление от 30.01.2007 N 423-П), которое действовало на 01.01.2009 и утратило силу только 03.03.2009.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Саратовской области постановлением от 30.11.2007 N 423-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2.
Однако постановлением от 03.03.2009 N 75-П указанные приложения к постановлению от 30.11.2007 N 423-П были признаны утратившими силу. Кроме того, в 2008 - 2009 годах Саратовским областным судом был вынесен ряд решений по заявлениям отдельных налогоплательщиков, которыми признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решений в законную силу сведения, содержащиеся в приложении N 1 к постановлению от 30.11.2007 N 423-П, в части утверждения по соответствующим строкам среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков, принадлежащих заявителям.
При рассмотрении данных споров суд общей юрисдикции констатировал наличие нарушений при определении органом исполнительной власти кадастровой стоимости земельных участков.
Правительство Саратовской области постановлением от 02.04.2009 N 121-П (далее - постановление от 02.04.2009 N 121-П) внесло изменения в постановление от 30.11.2007 N 423-П и утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2. Пунктом 2 названного постановления было доведено до сведения заинтересованных лиц, что результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные этим постановлением в размерах, ранее предусмотренных постановлением от 30.11.2007 N 423-П, установлены без их пересмотра в сторону увеличения.
Постановлением правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П (далее - постановление от 07.07.2009 N 270-П) были вновь утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 и признаны утратившими силу постановления от 30.11.2007 N 423-П, от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П, от 20.05.2009 N 202-П.
В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 397 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Изданные правительством Саратовской области постановления от 02.04.2009 N 121-П и от 07.07.2009 N 270-П об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в силу требований статьи 5 Кодекса могли применяться налогоплательщиками только с 01.01.2010, то есть с начала нового налогового периода.
С учетом изложенного, а также с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлениях по делам N А57-4717/2010 и А57-7719/2010, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при расчете земельного налога за отчетные периоды 2009 года подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит проверить расчет, произведенный инспекцией, и определить сумму земельного налога, подлежащую уплате обществом в рассматриваемый период.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводам о том, что принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А57-7327/2010 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 397 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Изданные правительством Саратовской области постановления от 02.04.2009 N 121-П и от 07.07.2009 N 270-П об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в силу требований статьи 5 Кодекса могли применяться налогоплательщиками только с 01.01.2010, то есть с начала нового налогового периода."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 октября 2011 г. N Ф06-3421/11 по делу N А57-7327/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3421/11