г. Казань
06 октября 2011 г. |
Дело N А55-19848/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Анаевой Е.А., доверенность от 20.09.2011 N СНГ-353/11,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2011 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-19848/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", г. Самара, к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, о признании недействительными предписаний, с участием третьего лица: Комитета по управлению имуществом администрации Похвистневского района Самарской области, г. Похвистнево, Самарская область,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований) о признании недействительным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство) об устранении нарушения лесного законодательства от 04.06.2010 в части требования о заключении договора аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Похвистневский район, Похвистневское лесничество, Кротовское участковое лесничество, квартал 114, выдел 26 и признании недействительным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства от 04.06.2010
Определением суда от 30.11.2010 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Похвистневский Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2011 требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание Министерства от 04.06.2010 б/н со сроком исполнения предписания до 01.06.2011. В остальной части требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО "Самаранефтегаз".
Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 22.09.2011 был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 29.09.2011. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, изучив материалы дела, заслушав представителя Общества и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, распоряжением заместителя Министра природопользования принято решение от 05.05.2010 N 175 о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО "Самаранефтегаз" в период с 11.05.2010 по 04.06.2010.
В ходе проверочных мероприятий на территории Похвистневского лесничества с участием представителя ОАО "Самаранефтегаз" Чагова А.В. по доверенности от 29.12.2009 выявлены факты нарушения ОАО "Самаранефтегаз" требований лесного законодательства при использовании участков лесного фонда. Результаты проверки нашли свое отражение в акте проверки от 04.06.2010, составленном старшим государственным лесным инспектором Похвистневского лесничества Абушмановым М.Х.
По результатам выявленных нарушений, Министерством выдано ОАО "Самаранефтегаз" предписание от 04.06.2010 б/н об устранении нарушения лесного законодательства.
Согласно пункту 1 указанного предписания заявитель должен в срок до 04.11.2010 заключить договор аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Похвистневский район, Похвистневское лесничество, Кротовское участковое лесничество, квартал N 114, выдел 26 для разработки месторождений полезных ископаемых со скважин N 50, N 51 Кротковско-Алешкинского месторождения нефти, путем подачи заявления в Министерство согласно Порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденному Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, и подписать проект договора аренды лесных участков.
Пунктом 2 данного Предписания определено, что общество в срок до 04.12.2010 и 04.09.2010 включительно обязано разработать и предоставить в Министерство на арендуемые лесные участки "проект освоения лесов", "лесную декларацию".
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 21, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Лесного кодекса.
Согласно статье 96 Лесного кодекса государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
На основании части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В силу пункта 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ разработка месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.
При этом, исходя из части 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры допускаются, в том числе, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 4 стати 43 ЛК РФ порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок использования лесов для указанных целей утвержден Приказом МПР России от 24.04.2007 N 109 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду в соответствии со статьями 43, 74 ЛК РФ.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для разработки полезных ископаемых.
В силу статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 ЛК РФ полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Заявитель заключил с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Похвистневский Самарской области договор аренды земельного участка от 27.01.2005 N 8/05-01946-010, кадастровый номер 63:29:0000000:0057 для нужд промышленности под объектами Кротковско-Алешкинского месторождения нефти.
По вышеуказанному договору в аренду передан земельный участок, в том числе для разработки скважин N N 50, 51 Кротковско-Алешкинского месторождения нефти, что также следует и из листа В3 кадастрового плана от 10.11.2004.
Между тем, у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены скважины N N 50, 51 Кротковско-Алешкинского месторождения нефти.
Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями статьи 43, 74, статьи 9 ЛК РФ.
То обстоятельство, что земельные участки под скважинами в Похвистневском районе поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые заявителем скважины N N 50, 51 находятся в границах Похвистневского лесничества.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а так же для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принадлежность участка, на который заявителю необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием), а так же свидетельством о регистрации права собственности на указанный земельный участок за Российской федерацией, как земли лесного фонда (свидетельство серия 63-АБ 273164).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а так же площадей, которые они занимают.
Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам Похвистневское лесничество располагается на землях лесного фонда
Доказательств вывода этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
Требование, изложенное в оспариваемом предписании о заключении с Министерством договора аренды под занимаемыми скважинами, соответствует положениям статей 8, 9, 21, 43, 82, 83, 96 ЛК РФ.
Оформление прав заявителя на земельные участки, занятые объектами, в соответствии с земельным законодательством и постановка этих земельных участков на кадастровый учет не отменяют действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления заявителем своих прав на участки лесного фонда, на которых непосредственно расположены линейные объекты.
Из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм ЛК РФ, указанных в оспариваемом предписании.
Соответственно в силу положений статей 12, 88 ЛК РФ на заявителе лежит обязанность по разработке и представлению в министерство проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на арендуемые лесные участи.
В соответствии с пунктом 39 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В силу статьи 53 ЛК РФ и вышеуказанными Правилами пожарной безопасности в лесах лесопользователи обязаны проводить мероприятия по охране лесов от пожаров и соблюдать требования пожарной безопасности в лесах. К числу таких мероприятий относится и обязанность заявителя проложить минерализованную полосу вокруг эксплуатируемой им скважины на территории участка лесного фонда, занятого указанным объектом.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая оценка апелляционным судом и в переоценке они не нуждаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по делу N А55-19848/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование, изложенное в оспариваемом предписании о заключении с Министерством договора аренды под занимаемыми скважинами, соответствует положениям статей 8, 9, 21, 43, 82, 83, 96 ЛК РФ.
...
Из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм ЛК РФ, указанных в оспариваемом предписании.
Соответственно в силу положений статей 12, 88 ЛК РФ на заявителе лежит обязанность по разработке и представлению в министерство проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на арендуемые лесные участи.
В соответствии с пунктом 39 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В силу статьи 53 ЛК РФ и вышеуказанными Правилами пожарной безопасности в лесах лесопользователи обязаны проводить мероприятия по охране лесов от пожаров и соблюдать требования пожарной безопасности в лесах. К числу таких мероприятий относится и обязанность заявителя проложить минерализованную полосу вокруг эксплуатируемой им скважины на территории участка лесного фонда, занятого указанным объектом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 октября 2011 г. N Ф06-7626/11 по делу N А55-19848/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8098/13
02.04.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4427/13
22.01.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19848/10
21.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19848/10
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16852/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16852/11
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16852/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16852/11
06.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7626/11
17.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3394/11
15.02.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19848/10