г. Казань
11 октября 2011 г. |
Дело N А12-20663/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Годованюка Ю.Н. (доверенность от 07.10.2011 б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2011 (судья Суханова А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Камерилова В.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-20663/2010
по исковому заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой" (ИНН 3401004167, ОГРН 1023405780903) к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Алексеевского муниципального района администрации Волгоградской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 10 924 431 рубля 67 копеек, при участии третьих лиц: администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, ликвидатора Территориального управления комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Алексеевского муниципального района администрации Волгоградской области Деткова Е.В., прокуратуры Волгоградской области, главы администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, главного судебного пристава по Волгоградской области Степаненко Р.А., отделение по Алексеевскому району управления Федерального казначейства по Волгоградской области, управления Федерального казначейства по Волгоградской области Министерства финансов Российской Федерации, финансового отдела администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, администрации Волгоградской области, Волгоградской городской думы, думы Алексеевского муниципального района Волгоградской области, прокуратуры Алексеевского муниципального района Волгоградской области, отдела внутренних дел по Алексеевскому муниципальному району Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой" (далее - истец МУП "Райжилкомбытгазстрой",) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (далее - Комитет), территориальному управлению Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Алексеевского муниципального района администрации Волгоградской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 10 924 431 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградский области от 07.02.2011, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011, в иске отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, истец обратился с кассационной с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2011 и постановление Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 отменить, исковые требования удовлетворить.
Отзывы в суд кассационной инстанции не поступили.
Прокуратура Волгоградской области направила в суд заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей (кроме истца) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2008 по делу N А12-3308/07, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009, отказано в удовлетворении требования конкурсного управляющего МУП "Райжилкомбытгазстрой" о взыскании с муниципального образования Алексеевский муниципальный район Волгоградской области в субсидиарном порядке 10 924 431 руб. 67 коп.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2009 решение суда первой инстанции от 10.12.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А12-3308/07 отменены; исковые требования удовлетворены: с муниципального образования Алексеевский муниципальный район Волгоградской области в лице администрации указанного муниципального образования за счет казны Алексеевского муниципального района Волгоградской области в пользу должника взыскано 10 924 431 руб. 67 коп.
По указанию Федерального арбитражного суда Поволжского округа Арбитражным судом Волгоградской области 31.08.2009 выдан исполнительный лист серии АС N 000444966, направленный взыскателем в администрацию Алексеевского муниципального района Волгоградской области 13.10.2009.
С сопроводительным письмом администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 20.12.2009 N 1189 исполнительный лист возвращен взыскателю с указанием на то, что взыскателю необходимо направить исполнительный документ в финансовый орган, отвечающий по денежным обязательствам бюджетного учреждения должника - Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.
30 октября 2009 года взыскатель направил заявление с приложением оригинала исполнительного листа серии АС N 000444966, выданного 31.08.2009 Арбитражным судом Волгоградской области, а также заверенных копий судебных актов по делу N 3308/07 в Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.
Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области указанные документы приняты на исполнение.
Письмом от 04.03.2010 N 07-01-02/1768 Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области сообщил о том, что территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области ликвидируется с 01.04.2010.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2010 по делу N А12-2257/2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010, конкурсному управляющему МУП "Райжилкомбытгазстрой" отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области по возврату письмом от 20.12.2009 N 1189 исполнительного листа серии АС N 000444966 от 31.08.2009 по делу N А12-3308/2007. Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2010 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2010, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 по делу N А12-2257/2010 отменены, по делу принят новый судебный акт, которым признаны незаконными действия администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области по возвращению без исполнения исполнительного листа от 31.08.2009 серии АС N 000444966, выданного Арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-3308/2007.
Администрация Алексеевского муниципального района Волгоградской области обязана судом принять к исполнению исполнительный лист от 31.08.2009 серии АС N 000444966, выданный Арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-3308/2007.
В силу положений статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Истец, полагая, что поскольку территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области является структурным подразделением Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, а учредителем и собственником имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование, обратился с иском о взыскании с Волгоградской области за счет казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области 10 924 431 руб. 67 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации (часть 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что согласно Положения "О комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области", утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.01.2006 N 71, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.
В соответствии с Решением Алексеевской районной думы Волгоградской области от 28.12.2009 N 4/24 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в Алексеевском муниципальном районе Волгоградской области", территориальной Управление Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Алексеевского муниципального района администрации Волгоградской области не является участником бюджетного процесса в Алексеевском муниципальном районе области.
Как было установлено вступившими в законную силу судебными актами в рамках дела N А12-3308/2007 10 924 431 руб. 67 коп. взысканы в пользу истца с муниципального образования Алексеевский муниципальный район Волгоградской области в лице администрации указанного муниципального образования за счет казны Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно пункту 3 статьи 39 Устава Алексеевского муниципального района Волгоградской области (далее - Устав) формирование, утверждение, исполнение бюджета Алексеевского муниципального района и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления.
Как установил суд первой инстанции, администрация Алексеевского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (пункт 1 статьи 25 Устава) и исполнителем судебного акта по делу.
Суды пришли к правильному выводу о том, что у территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области по отношению к истцу не возникло никаких, в том числе, и денежных обязательств.
При таких условиях требование о взыскании с Волгоградской области за счет казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в порядке субсидиарной ответственности в силу положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации 10 924 431 руб. 67 коп. является безосновательным и удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу.
В связи с предоставлением заявителю отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу и отсутствием доказательств ее оплаты, государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по делу N А12-20663/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение жалобы в суде кассационной инстанции.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации (часть 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что согласно Положения "О комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области", утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.01.2006 N 71, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.
...
Суды пришли к правильному выводу о том, что у территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области по отношению к истцу не возникло никаких, в том числе, и денежных обязательств.
При таких условиях требование о взыскании с Волгоградской области за счет казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в порядке субсидиарной ответственности в силу положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации 10 924 431 руб. 67 коп. является безосновательным и удовлетворению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2011 г. N Ф06-7911/11 по делу N А12-20663/2010