г. Казань
11 октября 2011 г. |
Дело N А72-8236/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.
с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Палеевой С.Г.
при участии представителей:
заявителя - Леонтьевой С.А. доверенность от 30.12.2010 N 274/2010-39, Почкайло Ю.А., доверенность от 03.10.2011 N 112/2011-39,
ответчика - Артемьева Е.В., доверенность от 17.02.2011 N 14,
третьего лица - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - Фроловой Е.С., доверенность от 10.02.2011 N Д/11-131,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы: открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" и Министерства экономики Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011 (председательствующий судья Семенова М.А., судьи Прохоров А.Е., Каданцев Ю.А.)
по делу N А72-8236/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", г. Ульяновск, к Министерству экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2.1 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Ульяновские распределительные сети", г. Ульяновск; закрытое акционерное общество "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения", г. Ульяновск.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" (далее - ОАО "УАЗ") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит признать Приказ Министерства экономики Ульяновской области (далее - Министерство) от 23.12.2009 N 06-264 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" не соответствующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим в части установления размера ставки двухставочного тарифа на содержание электрических сетей для потребителей на высоком напряжении (пункт 2.1 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264).
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 03.11.2010, 06.07.2011 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены, соответственно, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Ульяновские распределительные сети" (далее - ОАО "МРСК Волги") и закрытое акционерное общество "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения" (далее - ЗАО "Авиастар-ОПЭ").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011 заявленные требования удовлетворены, приказ от 23.12.2009 N 06-264 Министерства экономики Ульяновской области "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части пункта 2.1 Приложения N 1 к Приказу от 23.12.2009 N 06-264 признан не соответствующим Федеральному закону N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавшему в момент принятия оспариваемого приказа), Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и не действующим в указанной части.
Дело рассмотрено в порядке главы 23 АПК РФ.
В кассационной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Волги" просит решение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Заявители жалоб считают, что судом не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, не дана оценка доказательствам, представленным Министерством и ОАО "МРСК Волги" в опровержение выводов эксперта, не устранены противоречия между выводами эксперта и доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Согласно части 1 статьи 153.1 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в соответствующих арбитражных судах технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2011 удовлетворено ходатайство ОАО "МРСК Волги" об участии в судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Приказом Министерства от 17.12.2008 N 06-222 (опубликован в газете "Ульяновская правда", N 103 (22.762), 19.12.2008) были установлены тарифы по передаче электроэнергии на 2009 год, Приказом от 23.12.2009 N 06-264 (опубликован в газете "Ульяновская правда", N 103 (22.869), 25.12.2009) установлены тарифы на электроэнергию на 2010 год.
При сравнении ставок на содержание электрических сетей (одной из составляющих двухставочного тарифа), установленных вышеуказанными приказами Министерства, для категории потребителей, к которой относится ОАО "УАЗ", ставка возросла на 74,65%, при этом методы регулирования тарифов в 2010 году по сравнению с предыдущим периодом регулирования не изменялись.
В этой связи, ОАО "УАЗ" обратилось в Ульяновскую Торгово-промышленную палату с просьбой провести экспертизу экономической обоснованности установленной Приказом Министерства от 23.12.2009 N 06-264 ставки двухставочного тарифа на содержание электрических сетей.
В экспертном заключении от 15.07.2010 N 02-э указано, что единственным методом определения регулируемых тарифов по передаче электроэнергии на территории Ульяновской области, в том числе определение ставки за содержание электрических сетей, на 2010 год являлся метод экономически обоснованных расходов.
Организацией, транспортирующей электроэнергию для ОАО "УАЗ", является филиал ОАО "МРСК Волги" - "Ульяновские распределительные сети".
Из указанного экспертного заключения в том числе следует, что исходя из положительных финансовых результатов филиала (рентабельность за 2009 год 20%), структуры себестоимости (основные статьи затрат в организации являлись заработная плата, работы (услуги) сторонних организаций, индексы которых за год изменились незначительно), снижением темпов инфляции, эксперты считают необоснованным изменение тарифов на такую существенную величину.
Экспертами Ульяновской Торгово-промышленной палаты были сделаны выводы, что изменение ставки за содержание электрических сетей, являющейся составной частью двухставочного тарифа, установленного пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства от 23.12.2009N 06-264, на 74, 65% по сравнению с предыдущим периодом регулирования, является необоснованным.
Письмом Департамента по регулированию цен и тарифов от 16.09.2010 N 06-1626 было отказано ОАО "УАЗ" в предоставлении материалов, послуживших основой для принятия тарифов на электроэнергию на 2010 год.
Считая, что установленная Приказом области от 23.12.2009 N 06-264 ставка двухставочного тарифа на содержание электрических сетей для категории потребителей, к которой относится ОАО "УАЗ" (пункт 2.1 Приложения N 1 к Приказу N 06-264), не является экономически обоснованной, нарушает имущественные интересы ОАО "УАЗ", и не соответствует Федеральному Закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", ОАО "УАЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении настоящего спора суд исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Цены (тарифы) на электроэнергию и услуги по передаче электроэнергии в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Федеральным законом N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" подлежат государственному регулированию.
В соответствии со статьей 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на территории Ульяновской области является Министерство экономики Ульяновской области.
Регулирование цен (тарифов) на электроэнергию и услуги по передаче электроэнергии, предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В соответствии со статьей 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) и (или) их предельных уровней. Конкретный размер тарифа для потребителей в субъектах РФ устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленных ФСТ Российской Федерации предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования и методическими рекомендациями, утверждаемым Правительством Российской Федерации или ФСТ Российской Федерации.
Основами ценообразования предусмотрено установление тарифов в двух вариантах: одноставочный тариф и двухставочный тариф (включает в себя ставку на содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителю).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 17.12.2008 N 06-222 были установлены тарифы по передаче электроэнергии на 2009 год, оспариваемым Приказом от 23.12.2009 N 06-264 были установлены тарифы на электроэнергию на 2010 год.
В результате сравнения ставок на содержание электрических сетей усматривается увеличение ставки для категории потребителей, к которой относится ОАО "УАЗ", на 74,65%, при этом методы регулирования тарифов в 2010 году по сравнению с предыдущим периодом регулирования не изменялись.
В соответствии с пунктами 15, 16 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Суд установил, что в рассматриваемом периоде регулирования (2010 год) и в предыдущем периоде регулирования (2009 год) при установлении тарифов на передачу электрической энергии применялся метод экономически обоснованных расходов.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определяются путем деления необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Судом по настоящему делу была назначена экспертиза по проверке экономической обоснованности единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Как следует, в том числе, из заключения эксперта Автономной некоммерческой организации "Центр Судебных Экспертиз", г. Москва (ответ на вопрос N 7) ставка за содержание электрических сетей, являющаяся составной частью двухставочного тарифа, установленного пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264, не является экономически обоснованной.
Судом первой инстанции было установлено, что вывод эксперта о том, что ставка за содержание электрических сетей, являющаяся составной частью двухставочного тарифа, установленного пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264, не является экономически обоснованной, содержится как в экспертном заключении Автономной некоммерческой организации "Центр Судебных Экспертиз", г. Москва, так и Ульяновской Торгово-промышленной палаты.
Претензий к процедуре проведения экспертизы ответчики, ОАО "МРСК Волги", ЗАО "Авиастар-ОПЭ" не выразили.
От проведения повторной экспертизы ответчики отказались.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, в том числе экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к выводу, что Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части пункта 2.1 Приложения N 1 к Приказу от 23.12.2009 N 06-264 не соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавшего в момент принятия оспариваемого приказа), Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Доводы кассационных жалоб основаны на несогласии с выводами эксперта.
Суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, кассационные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2011 по делу N А72-8236/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) и (или) их предельных уровней. Конкретный размер тарифа для потребителей в субъектах РФ устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленных ФСТ Российской Федерации предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования и методическими рекомендациями, утверждаемым Правительством Российской Федерации или ФСТ Российской Федерации.
...
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, в том числе экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к выводу, что Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части пункта 2.1 Приложения N 1 к Приказу от 23.12.2009 N 06-264 не соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавшего в момент принятия оспариваемого приказа), Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2011 г. N Ф06-8306/11 по делу N А72-8236/2010
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16341/11
02.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16341/11
11.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8306/11
25.07.2011 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-8236/10