г. Казань
13 октября 2011 г. |
Дело N А55-19422/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Малаховой Л.В., доверенность от 15.11.2010 N 10-109 ,
ответчика - Писновой Л.Ю., доверенность от 16.05.2011 N 185,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сызраньгаз", г. Сызрань,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 (судья Пономарева О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Липкинд Е.Я., Серова Е.А.)
по делу N А55-19422/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" к открытому акционерному обществу "Сызраньгаз" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарская региональная компания по реализации газа" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Сызраньгаз" (далее - ответчик, ОАО "Сызраньгаз") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по транспортировке газа населению через присоединенную сеть от 10.12.2009 N 45-3-0001/10 и признании его заключенным на условиях протокола разногласий истца к договору.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 по делу N А55-19422/2010 произведена замена истца на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара".
Абзац 2 пункта 2.1. договора от 10.12.2009 N 45-3-0001/10 изложен в следующей редакции: "Реестр абонентов по форме, указанной в приложении N 2 к настоящему договору, является неотъемлемой частью настоящего договора".
Пункт 3.1. договора от 10.12.2009 N 45-3-0001/10 изложен в следующей редакции: "По окончании каждого месяца, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, поставщик направляет ГРО для подписания акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению за расчетный период в двух экземплярах по форме, установленной в приложении N 4, и информацию, подтверждающую количество оказанных ГРО услуг по транспортировке газа населению за расчетный период по форме, установленной в приложении N 3. В течение трех дней ГРО обязана подписать указанный акт и один экземпляр акта передать поставщику. При несогласии ГРО с объемом оказанных услуг она подписывает акт, изложив в нем особое мнение и вправе обратиться в арбитражный суд".
Пункт 3.2. договора от 10.12.2009 N 45-3-0001/10 изложен в следующей редакции: "Объем оказанных ГРО услуг по транспортировке газа абонентам за расчетный период определяется поставщиком на основании данных абонентского учета как сумма объемов газа, рассчитанных по показаниям приборов учета расхода газа абонентов, и объемов газа, рассчитанных по установленным нормативам и нормам потребления газа населением при отсутствии или неисправности приборов учета расхода газа абонентов".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Сызраньгаз" просит об отмене решения суда первой инстанции и постановления арбитражного апелляционного суда полностью и направлении дела на новое рассмотрение, указывая на принятие обжалуемых судебных актов с нарушением норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, специализированная газораспределительная организация (далее - ГРО), оказывает услуги по транспортировке газа по своим газопроводам на территории г. Сызрани, Сызранского и Шигонского районов Самарской области.
В соответствии с уставными видами деятельности истец является поставщиком (продавцом) сетевого газа на территории Самарской области.
23 декабря 2009 года истцом был получен для подписания договор на оказание услуг по транспортировке газа населению через присоединенную сеть от 10.12.2009 N 45-3-0001/10, согласно условиям которого: истец осуществляет поставку газа для коммунально-бытовых нужд населения (физических лиц) через газораспределительные сети ответчика, ОАО "Сызраньгаз" оказывает услуги по транспортировке сетевого природного газа населению (физическим лицам), а истец оплачивает ответчику оказанные услуги.
Транспортировка газа является регулируемым видом деятельности, указанный договор обязателен для заключения ответчиком в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьями 4, 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктом 6 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
По условиям направленной ответчиком оферты, количество оказанных ответчиком услуг по транспортировке газа населению следует определять путем вычитания из общего объема газа, поступившего с ГРО в газораспределительные сети ответчика, объемов газа, реализованного истцом промышленным и коммунально-бытовым потребителям, а также объемов газа, израсходованного ГРО на собственные нужды и "доказанные" потери ГРО (пункт 3.2. договора).
В связи с несогласием принятия истцом условий договора в редакции ответчика, по итогам рассмотрения оферты истцом 27.01.2010 был направлен ОАО "Сызраньгаз" протокол разногласий, которым предложено определять количество оказанных ответчиком услуг по транспортировке газа населению как сумму объемов газа, определенных по показаниям установленных у абонентов приборов (узлов) учета газа (при их наличии) и по нормативам потребления, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Письмом от 15.08.2010 ответчик сообщил о своем несогласии с предложенной истцом редакцией пунктов договора об определении количества оказанных услуг и предложил обратиться в арбитражный суд, указав, что предложенная истцом редакция спорных пунктов является противоправной и ущемляет экономические интересы ответчика.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Стороны не имеют разногласий по предмету договора и цене на оказываемые услуги, так как тарифы на услуги ответчика подлежат государственному регулированию и устанавливаются Федеральной службой по тарифам.
Между сторонами остались неурегулированными разногласия относительно редакции пунктов договора об определении количества оказанных услуг (пункт 3.2.), о порядке оформления документов сдачи-приемки оказанных услуг (пункт 3.1.), а также пункта 2.1., где, по мнению истца, им устранена допущенная ответчиком ошибка - несоответствие названия приложения в тексте договора наименованию самого приложения - по тексту договора в редакции ответчика приложение N 2 названо списком абонентов, само приложение N 2 называется "Реестр абонентов".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ сделки субъектами гражданского права должны совершаться своей волей и в своем интересе.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с условиями договора от 10.12.2009 N 45-3-0001/10 ответчик обязался оказывать услуги по транспортировке газа по своим сетям до границы раздела сетей ГРО и абонентов, а истец принял на себя обязательство оплачивать оказанные ответчиком услуги (пункты 2.1., 2.3. договора).
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, который указан в договоре возмездного оказания услуг.
Подтверждением фактического оказания услуги по транспортировке газа является факт доставки газа до границы раздела сетей ГРО и абонентов (населения).
Из условий договора усматривается, что ответчиком должна быть оказана услуга по транспортировке газа до границы раздела сетей ответчика и абонентов, услуга считается исполненной по факту доставки газа в сети (внутридомовое газоиспользующее оборудование) абонента, а не по факту поступления газа в газораспределительные сети ответчика. Следовательно, оплате подлежит услуга по факту доставки газа абонентам (населению).
Как указано в пунктах 24, 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 определение объемов газа, поставляемого абонентам (населению), осуществляется: по показаниям прибора (узла) учета при его наличии; при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем потребления определяется в соответствии с нормативами потребления, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в пунктах 7, 16, 19-23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 4.6. Методики определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 231 (РД 153-39.4-079-01), количество газа, реализованное населению, рассчитывается по действующим нормам, а при наличии счетчиков - по их показаниям.
Пунктами 1.2. и 5.1. договора установлено, что расчетным периодом по договору является календарный месяц, за который определяется количество газа, транспортированного ответчиком, что обосновано положениями пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и пунктов 21 и 40 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
Определить количество потребленного населением газа и оказанных ответчиком услуг по транспортировке газа населению, а также подписать акт об оказанных ответчиком услугах истец может только по завершении отчетного периода (календарного месяца) исходя из предоставленных абонентами показаний приборов учета расхода газа и утвержденных нормативов потребления (при отсутствии счетчиков).
Оплата оказываемой истцом услуги по газоснабжению осуществляется населением (абонентами) по розничным ценам, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области.
В соответствии с пунктами 3, 4, 8, 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 и пунктами 5.1, 5.2 положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам самостоятельно принимает нормативно-правовые акты - методические указания (методики) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Согласно пунктам 2, 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, цена на газ для конечного потребителя (юридического и физического лица) формируется из: регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Розничная цена (для населения) также состоит из трех ценовых составляющих цены на газ для конечного потребителя, установленных Приказами Федеральной службы по тарифам для населения, в розничную цену включен налог на добавленную стоимость.
В розничную цену входят: цена газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, тариф ГРО за услуги по транспортировке газа, а также налог на добавленную стоимость, получая от абонентов оплату за оказанные коммунальные услуги (газоснабжение), истец получает стоимость газа (товара), оказанных абоненту снабженческо-сбытовых услуг поставщика и услуг ГРО по транспортировке газа, возмещает ГРО стоимость оказанных населению услуг по транспортировке газа, а также оплачивает налоги.
Количество газа, поставленного населению, должно определяться как сумма объемов газа, определенного по показаниям приборов (узлов) учета газа (при их наличии) и по нормативам потребления, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, так как иного способа определения поставленного и транспортированного абонентам объема газа законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Услуги ответчика по транспортировке газа населению входят в розничную цену газа и оплачиваются физическими лицами при оплате за коммунальную услугу "газоснабжение".
Природный (сетевой) газ может поступить абонентам только через сети ответчика, количество газа, реализованного абонентам истцом, должно равняться количеству транспортированного ответчиком газа.
Количество оказанных ответчиком услуг по транспортировке газа не может быть отличным от количества газа поставленного населению истцом, так как, оплачивая поставщику (истцу) потребленный газ, абоненты осуществляют оплату оказанных ГРО (ответчиком) услуг по транспортировке газа, поскольку стоимость услуг включена в розничную цену газа для населения (абонентов).
Арбитражные суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что редакция пунктов 3.1., 3.2. договора от 10.12.2009 N 45-3-0001/10, предложенная ответчиком в тексте договора, не может быть применена в расчетах сторон за услуги ответчика по транспортировке газа населению, поскольку ответчиком предложен механизм определения объемов транспортированного газа, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и не связанный с фактом доставки газа абонентам (населению).
Доводы ОАО"Сызраньгаз" о том, что для определения количества оказанных услуг по транспортировке газа населению при разрешении спора суду необходимо применять положения Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, правомерно признаны судом апелляционной инстанции несостоятельны, поскольку указанные Правила подлежат применению при поставке газа для юридических лиц (пункт 1 Правил), а истец (поставщик) не является потребителем газа, у него нет газоиспользующего оборудования, нет газораспределительных сетей.
Ссылка ОАО "Сызраньгаз" на нормативные документы, регламентирующие процесс формирования и утверждения тарифа ГРО на оказываемые услуги по транспортировке газа по своим сетям, обоснованного не принята судом апелляционной инстанции, как не относящиеся к предмету спора.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном, ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по делу N А55-19422/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 3, 4, 8, 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 и пунктами 5.1, 5.2 положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам самостоятельно принимает нормативно-правовые акты - методические указания (методики) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Согласно пунктам 2, 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, цена на газ для конечного потребителя (юридического и физического лица) формируется из: регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
...
Доводы ОАО"Сызраньгаз" о том, что для определения количества оказанных услуг по транспортировке газа населению при разрешении спора суду необходимо применять положения Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, правомерно признаны судом апелляционной инстанции несостоятельны, поскольку указанные Правила подлежат применению при поставке газа для юридических лиц (пункт 1 Правил), а истец (поставщик) не является потребителем газа, у него нет газоиспользующего оборудования, нет газораспределительных сетей."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2011 г. N Ф06-8363/11 по делу N А55-19422/2010