24 мая 2011 г. |
Дело N А55-19422/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Садило Г.М., судей Липкинд Е.Я. и Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурлаковой Ж.В., с участием:
от истца - представитель Сафонова Л.В., доверенность N 10-107 от 15.11.2010,
от ответчика - представитель Краснощекова Н.Ю., доверенность N 187 от 16.05.2011, представитель Писнова Л.Ю., доверенность N 185 от 16.05.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу ОАО "Сызраньгаз", Самарская область, г. Сызрань, на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года по делу N А55-19422/2010 по иску ООО "Газпром межрегионгаз Самара", г. Самара, к ОАО "Сызраньгаз", Самарская область, г. Сызрань, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарарегионгаз", г.Самара обратилось в арбитражный суд с иском к ответчику - Открытому акционерному обществу "Сызраньгаз", Самарская область, г. Сызрань об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора и признать договор N 45-3-0001/10 на оказание услуг по транспортировке газа населению через присоединенную сеть от 10.12.2009 г. заключенным на условиях протокола разногласий истца к договору.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года произведена замена истца - Общество с ограниченной ответственностью "Самарская региональная Компания по реализации газа" на правопреемника - Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара".
Абзац 2 пункта 2.1. договора N 45-3-0001/10 от 10.12.2009 г. изложен в следующей редакции: "Реестр Абонентов по форме, указанной в Приложении N 2 к настоящему договору, является неотъемлемой частью настоящего договора".
Пункт 3.1. договора N 45-3-0001/10 от 10.12.2009 г. изложен в следующей редакции: "По окончании каждого месяца, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчётным, Поставщик направляет ГРО для подписания акт сдачи - приёмки оказанных услуг по транспортировке газа населению за расчётный период в двух экземплярах по форме, установленной в приложении N 4, и информацию, подтверждающую количество оказанных ГРО услуг по транспортировке газа населению за расчётный период по форме, установленной в Приложении N 3. В течение трёх дней ГРО обязана подписать указанный акт и один экземпляр акта передать Поставщику. При несогласии ГРО с объёмом оказанных услуг она подписывает акт, изложив в нём особое мнение и вправе обратиться в арбитражный суд".
Пункт 3.2. договора N 45-3-0001/10 от 10.12.2009 г. изложен в следующей редакции: "Объём оказанных ГРО услуг по транспортировке газа Абонентам за расчётный период определяется Поставщиком на основании данных абонентского учёта как сумма объёмов газа, рассчитанных по показаниям приборов учёта расхода газа Абонентов, и объёмов газа, рассчитанных по установленным нормативам и нормам потребления газа населением при отсутствии или неисправности приборов учёта расхода газа Абонентов".
Не согласившись с принятым решением суда, ОАО "Сызраньгаз", Самарская область, г. Сызрань, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 31.01.2011 и принять новый судебный акт, изложив спорные пункты п.2.1 абз.2, п. 3.1. и п.3.2. по договору N 45-3-0001/10 от 10.12.2009 на оказание услуг по транспортировке газа в редакции ОАО "Сызраньгаз".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 произведена замена судьи Каплина С.Ю. на Серову Е.А.
В связи с изменением судебного состава рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители ОАО "Сызраньгаз", Самарская область, г. Сызрань, поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Самара", г. Самара, не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда от 31.01.2011 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
как следует из материалов дела, специализированная газораспределительная организация (ГРО), оказывающая услуги по транспортировке газа по своим газопроводам на территории г.Сызани, Сызранского и Шигонского районов Самарской области.
В соответствии с уставными видами деятельности истец является поставщиком (продавцом) сетевого газа на территории Самарской области.
23 декабря 2009 года истцом был получен для подписания договор на оказание услуг по транспортировке газа населению через присоединенную сеть N 45-3-0001/10 от 10.12.2009 г., согласно условиям которого: истец осуществляет поставку газа для коммунально-бытовых нужд населения (физических лиц) через газораспределительные сети ответчика, ответчик оказывает услуги по транспортировке сетевого природного газа населению (физическим лицам), а истец оплачивает ответчику оказанные услуги.
Транспортировка газа является регулируемым видом деятельности, указанный договор обязателен для заключения ответчиком в соответствии со статьями статьёй 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ, статьями 4, 8 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ, пунктом 6 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2008 г. N 549.
По условиям направленной ответчиком оферты, количество оказанных ответчиком услуг по транспортировке газа населению следует определять путём вычитания из общего объёма газа, поступившего с ГРС в газораспределительные сети ответчика, объемов газа, реализованного истцом промышленным и коммунально-бытовым потребителям, а также объёмов газа, израсходованного ГРО на собственные нужды и "доказанные" потери ГРО (пункт 3.2. договора).
В связи с несогласием принятия истцом условий договора в редакции ответчика, по итогам рассмотрения оферты истцом 27.01.2010 г. был направлен ответчику протокол разногласий, которым истец предложил определять количество оказанных ответчиком услуг по транспортировке газа населению как сумму объёмов газа, определённых по показаниям установленных у абонентов приборов (узлов) учёта газа (при их наличии) и по нормативам потребления, утверждённым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В течение февраля - июля 2010 года между сторонами велась переписка и проводились совещания по урегулированию разногласий по договору.
Письмом от 15 августа 2010 года ответчик сообщил о своём несогласии с предложенной истцом редакцией пунктов договора об определении количества оказанных услуг и предложил обратиться в арбитражный суд, указав, что предложенная истцом редакция спорных пунктов является противоправной и ущемляет экономические интересы ответчика.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Стороны не имеют разногласий по предмету договора и цене на оказываемые услуги, так как тарифы на услуги ответчика подлежат государственному регулированию и устанавливаются Федеральной службой по тарифам.
Между сторонами остались неурегулированными разногласия относительно редакции пунктов договора об определении количества оказанных услуг (пункт 3.2.), о порядке оформления документов сдачи - приёмки оказанных услуг (пункт 3.1.), а также пункта 2.1., где, по мнению истца, им устранена допущенная ответчиком ошибка - несоответствие названия приложения в тексте договора наименованию самого приложения - по тексту договора в редакции ответчика Приложение N 2 названо Списком Абонентов, само Приложение N 2 называется "Реестр абонентов".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки субъектами гражданского права должны совершаться своей волей и в своем интересе.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с условиями договора N 45-3-0001/10 от 10.12.2009 г. ответчик обязался оказывать услуги по транспортировке газа по своим сетям до границы раздела сетей ГРО и абонентов, а истец принял на себя обязательство оплачивать оказанные ответчиком услуги (пункты 2.1., 2.3. договора).
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Подтверждением фактического оказания услуги по транспортировке газа является факт доставки газа до границы раздела сетей ГРО и абонентов (населения).
Из условий договора усматривается, что ответчиком должна быть оказана услуга по транспортировке газа до границы раздела сетей ответчика и абонентов, то услуга считается исполненной по факту доставки газа в сети (внутридомовое газоиспользующее оборудование) абонента, а не по факту поступления газа в газораспределительные сети ответчика. Следовательно, оплате подлежит услуга по факту доставки газа абонентам (населению).
Как указано в пунктах 24, 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 549 определение объемов газа, поставляемого абонентам (населению), осуществляется: по показаниям прибора (узла) учета при его наличии; при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем потребления определяется в соответствии с нормативами потребления, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в пунктах 7, 16, 19 - 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
В соответствии с пунктом 4.6. "Методики определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа" утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001г. N 231 (РД 153-39.4-079-01), количество газа, реализованное населению, рассчитывается по действующим нормам, а при наличии счётчиков - по их показаниям.
Пунктами 1.2. и 5.1. договора установлено, что расчётным периодом по договору является календарный месяц, за который определяется количество газа, транспортированного ответчиком, что обосновано положениями пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 и пунктов 21 и 40 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 549.
Определить количество потреблённого населением газа и оказанных ответчиком услуг по транспортировке газа населению, а также подписать акт об оказанных ответчиком услугах истец может только по завершении отчетного периода (календарного месяца) исходя из предоставленных абонентами показаний приборов учета расхода газа и утверждённых нормативов потребления (при отсутствии счетчиков).
Оплата оказываемой истцом услуги по газоснабжению осуществляется населением (абонентами) по розничным ценам, утверждённым постановлением Правительства Самарской области.
В соответствии с пунктами 3, 4, 8, 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021 и пунктами 1, 5 (5.2) Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, ФСТ России самостоятельно принимает нормативно - правовые акты - методические указания (методики) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Согласно пунктам 2, 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021, цена на газ для конечного потребителя (юридического и физического лица) формируется из: регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Розничная цена (для населения) также состоит из трёх ценовых составляющих цены на газ для конечного потребителя, установленных Приказами ФСТ России для населения, в розничную цену включен налог на добавленную стоимость.
В розничную цену входят: цена газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, тариф ГРО за услуги по транспортировке газа, а также НДС, получая от абонентов оплату за оказанные коммунальные услуги (газоснабжение), истец получает стоимость газа (товара), оказанных абоненту снабженческо-сбытовых услуг поставщика и услуг ГРО по транспортировке газа, возмещает ГРО стоимость оказанных населению услуг по транспортировке газа, а также оплачивает налоги.
Количество газа, поставленного населению, должно определяться как сумма объёмов газа, определённого по показаниям приборов (узлов) учёта газа (при их наличии) и по нормативам потребления, утверждённым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, так как иного способа определения поставленного и транспортированного абонентам объема газа законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Услуги ответчика по транспортировке газа населению входят в розничную цену газа и оплачиваются физическими лицами при оплате за коммунальную услугу "газоснабжение".
Природный (сетевой) газ может поступить абонентам только через сети ответчика, количество газа, реализованного абонентам истцом, должно равняться количеству транспортированного ответчиком газа.
Количество оказанных ответчиком услуг по транспортировке газа не может быть отличным от количества газа поставленного населению истцом, так как, оплачивая поставщику (истцу) потреблённый газ, абоненты осуществляют оплату оказанных ГРО (ответчиком) услуг по транспортировке газа, поскольку стоимость услуг включена в розничную цену газа для населения (абонентов).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что редакция пунктов 3.1., 3.2., предложенная ответчиком в тексте договора, не может быть применена в расчетах сторон за услуги ответчика по транспортировке газа населению, поскольку ответчиком предложен механизм определения объемов транспортированного газа, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и не связанный с фактом доставки газа абонентам (населению).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что для определения количества оказанных услуг по транспортировке газа населению при разрешении спора суду необходимо применять положения Правил поставки газа в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. N 162, несостоятельны, поскольку указанные Правила подлежат применению при поставке газа для юридических лиц (пункт 1 Правил), а истец (поставщик) не является потребителем газа, у него нет газоиспользующего оборудования, нет газораспределительных сетей.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нормативные документы, регламентирующие процесс формирования и утверждения тарифа ГРО на оказываемые услуги по транспортировке газа по своим сетям, не могут быть приняты судебной коллегией, как не относящиеся к предмету спора.
Другие доводы заявителя апелляционной жалобы внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными как не основанные на нормах действующего законодательства.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны не оценке всех представленных доказательств в совокупности, что соответствует требованиям статьи 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права.
Оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя и уплачены им при подаче жалобы в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года по делу N А55-19422/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Г.М. Садило |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19422/2010
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Самара", ООО "Самарарегионгаз"
Ответчик: ОАО "Сызраньгаз"