г. Казань
13 октября 2011 г. |
Дело N А55-17526/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Альмашевой Г.Д., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
мэрии городского округа Тольятти - Воронина Д.А., доверенность от 19.01.2011 N 346/1,
общества с ограниченной ответственностью "Спорт-Проект" - Звездилиной О.Ф., доверенность от 30.08.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти Управления земельных ресурсов, город Тольятти, Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2011 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Лукьянова Т.А., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-17526/2010
по исковому заявлению мэрии городского округа Тольятти, город Тольятти, Самарская область, к обществу с ограниченной ответственностью "Спорт-Проект", город Тольятти, Самарская область, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
мэрия городского округа Тольятти (далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спорт-Проект" (далее - общество) о взыскании 184 372 руб. 47 коп., из которых: 154 155 руб. 21 коп. задолженность по арендной плате за период с 05.11.2009 по 04.08.2010, 3017 руб. 26 коп. пени за период с 16.05.2006 по 06.07.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011, с общества в пользу мэрии взыскано 7 979 руб. 08 коп. пени и в доход федерального бюджета. В остальной части иска отказано.
Мэрия, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, требования удовлетворить, ссылаясь в ее обоснование на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В своем выступлении в суде кассационной инстанции представитель мэрии доводы жалобы поддержал, а представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 11.10.2011 13:30.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Между мэрией и обществом заключен договор от 14.03.2006 N 349 аренды земельного участка общей площадью 20 377 кв.м, (кадастровый номер 63:09:0201058:0013), расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, юго-восточная часть мкр. Прибрежный, сроком на 75 месяцев.
Государственная регистрация договора аренды земельного участка осуществлена 04.05.2006.
Неисполнение обществом обязательств по оплате арендной платы в период с 05.11.2009 по 04.08.2010 послужило основанием для обращения мэрии в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования только в части взыскания пени исходили из следующего.
Из представленных доказательств суды пришли к выводу о том, что наличие задолженности по оплате за период с 05.11.2009 по 04.08.2010 не усматривается.
По мнению судебной коллегии данный вывод судов нельзя признать в поной мере законным.
Из договора следует, что стороны при определении подлежащей оплате арендной платы одним из показателей расчета указали "удельный показатель кадастровой стоимости земли" (пункт 2.3 договора).
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории городского округа Тольятти изменена, мэрия письмом от 16.12.2009 N 5079/5.2. уведомила общество о том, что с 26.12.2009 размер арендной платы необходимо производить исходя из размера арендной платы 13,15 руб. за 1 кв.м в год.
Отклоняя указанный довод администрации, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истец не представил доказательств, подтверждающих направление ответчику вышеуказанного письма об изменении размера арендной платы. При том, что пунктом 2.1 договора арендатор самостоятельно рассчитывает размер арендной платы посредством умножения базового размера арендной платы на площадь земельного участка, не позднее 10 дня первого расчетного месяца квартала.
Суды не учли, что пунктом 2.4 договора стороны установили, что в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации либо органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления базового размера арендной платы за земельный участок, арендатор вправе изменить базовый размер арендной платы в одностороннем порядке.
С принятием Правительством Самарской области постановления от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" истец пересчитал размер арендной платы и направил в адрес ответчика уведомление о новом размере арендной платы и дополнительное соглашение для подписания. Данное уведомление, как утверждает администрация, ссылаясь на ответ Управления Федеральной почтовой связи Российской Федерации, ответчиком получено 25.12.2009.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчет истца суммы иска, пояснение последнего к данному расчету надлежащим образом не исследованы, доказательств, опровергающих этот расчет, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, обязать предоставить совместный акт сверки, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 по делу N А55-17526/2010 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С принятием Правительством Самарской области постановления от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" истец пересчитал размер арендной платы и направил в адрес ответчика уведомление о новом размере арендной платы и дополнительное соглашение для подписания. Данное уведомление, как утверждает администрация, ссылаясь на ответ Управления Федеральной почтовой связи Российской Федерации, ответчиком получено 25.12.2009.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2011 г. N Ф06-7582/11 по делу N А55-17526/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5283/12
26.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-17526/10
12.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16216/11
05.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16216/11
13.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7582/11
16.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2718/11