г. Казань
19 октября 2011 г. |
Дело N А12-6003/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2011 (судья Акимова А.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Луговской Н.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-6003/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Правовые решения" (ИНН 3444153893, ОГРН 1073444013554) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Правовые решения" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда (далее - управление) от 17.02.2011 N 044 047 11 РК 0000516 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требования от 27.04.2011 N 04404740059391 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, управлением проведена камеральная проверка представленного обществом 09.12.2010 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - расчет), за период с 01.07.2010 по 30.09.2010, результаты которой были зафиксированы в акте от 15.12.2010 N 04404730002856.
По результатам данной проверки управление, на основании указанного акта, вынесло решение от 17.02.2011 N 044 047 11 РК 0000516 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в сумме 630 рублей.
Кроме того, управлением в адрес общества было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 27.04.2011 N 04404740059391, которым заявитель был извещен о числящейся за ним, по состоянию на 27.04.2011, задолженности по штрафам в сумме 630 рублей и необходимости ее уплаты до 17.05.2011.
Не согласившись с вынесенными ненормативными актами, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 5 указанного закона общество является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Согласно требованиям пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Следовательно, плательщик страховых взносов обязан представить соответствующий расчет за 9 месяцев 2010 года в срок не позднее 31.10.2010.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета установлена ответственность в виде штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
По данному делу установлено, что срок представления расчета за 9 месяцев 2010 года истек 01.11.2010, расчет обществом представлен 09.12.2010, то есть с нарушением сроков.
Между тем, судами установлено, что в нарушение части 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ, спорное решение управления не содержит указания на обстоятельства совершенного правонарушения, не содержит расчета сумм штрафа.
Необходимые сведения не отражены ни в акте проверки, ни в приложениях к нему. Вопреки требованиям указанной статьи, спорное решение управления не содержит указания на обстоятельства совершенного правонарушения, а имеет только ссылку на акт. Из акта проверки также невозможно установить, каким образом исчислен штраф в сумме 630 рублей.
Кроме того, судами обеих инстанций установлено, что управлением допущены существенные нарушения процедуры привлечения к ответственности, выразившиеся в ограничении срока, предусмотренного законом для предоставления возражений на акт проверки (15 дней), в неизвещении его о дате рассмотрении материалов проверки на 17.02.2011.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно пункту 4 статьи 38 названного Закона в случае направления акта проверки по почте заказным письмом, датой его вручения считается шестой день, начиная с даты отправки заказного письма.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Частью 3 статьи 39 и пунктом 12 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено право организации участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Как следует из имеющегося в материалах дела реестра почтовых отправлений, управление направило обществу акт камеральной проверки 22.12.2010, следовательно, пятнадцатидневный срок для предоставления возражений на акт проверки, с учетом шести дней почтовой доставки, истекал 28.01.2011.
Однако управление, в нарушение требований пункта 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ, в извещении от 15.12.2010 N 15483 назначило рассмотрение материалов камеральной проверки на 12.01.2010, то есть до истечения срока, установленного для представления возражений по акту камеральной проверки.
Извещение управления от 12.01.2011 N 118 о назначении рассмотрения материалов камеральной проверки на 17.02.2011 обществом получено не было.
Доказательств обратного управлением, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Таким образом, заявитель не был уведомлен о времени рассмотрения материалов камеральной проверки, чем нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку общество было лишено права на участия в процессе рассмотрения материалов проверки.
Не принимая довод управления, относительно не представления возражений на акт проверки, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что рассмотрение материалов камеральной проверки было назначено на дату предшествующую дате истечения срока, установленного для представления возражений по акту камеральной проверки.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает доводы изложенные в кассационной жалобе управления необоснованными, противоречащими материалам дела.
В связи с чем судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по делу N А12-6003/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Частью 3 статьи 39 и пунктом 12 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено право организации участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Как следует из имеющегося в материалах дела реестра почтовых отправлений, управление направило обществу акт камеральной проверки 22.12.2010, следовательно, пятнадцатидневный срок для предоставления возражений на акт проверки, с учетом шести дней почтовой доставки, истекал 28.01.2011.
Однако управление, в нарушение требований пункта 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ, в извещении от 15.12.2010 N 15483 назначило рассмотрение материалов камеральной проверки на 12.01.2010, то есть до истечения срока, установленного для представления возражений по акту камеральной проверки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2011 г. N Ф06-9000/11 по делу N А12-6003/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15729/11
21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15729/11
19.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9000/11
07.07.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4551/11