г. Казань
24 октября 2011 г. |
Дело N А55-3190/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2011 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-3190/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ИНН 6317053595, ОГРН 1046300581590) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, обязании произвести государственную регистрацию, с участием заинтересованного лица: муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (ИНН 6316029945, ОГРН 1026301167420)
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Росреестр) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (станция насосная 2 подъема со скважиной на НФС-3) общей площадью 185,7 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера Н, Н1, Н2 и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное предприятие г. Самары "Самараводоканал".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Росреестр обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Как установлено судом, Департамент обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (станция насосная 2 подъема со скважиной на НФС-3) общей площадью 185,7 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера Н, Н1, Н2.
Департамент сообщением от 18.01.2011 N 01/476/2010-120 в госрегистрации отказал. Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих законность создания спорного объекта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соответствующий объект является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Заявителем на государственную регистрацию представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 18.06.2010 N 15-07-16/32428 и кадастровый паспорт на спорное здание.
Из вышеназванного кадастрового паспорта следует, что спорное нежилое здание построено в 1972 году и является частью насосно-фильтровальной станции.
Доказательств того, что спорное здание имеет иное назначение, материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Суды указали, что право муниципальной собственности на спорное нежилое здание возникло у городского округа Самара еще в 1992 году, то есть являлось ранее возникшим, в связи с чем, правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам. Поэтому довод регистрирующего органа о необходимости представления доказательств, подтверждающих законность создания спорного здания, противоречит вышеназванной норме.
Суды установили, что документы, представленные на регистрацию и в суд, соответствуют требованиям действующего законодательства, в совокупности позволяют идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Таким образом, тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что заявителем были представлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание (станция насосная 2 подъема со скважиной на НФС-3) общей площадью 185,7 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера Н, Н1, Н2, и у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в регистрации права муниципальной собственности.
Обжалуемый отказ Росреестра противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который согласно статьи 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 по делу N А55-3190/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соответствующий объект является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
...
Обжалуемый отказ Росреестра противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который согласно статьи 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2011 г. N Ф06-9309/11 по делу N А55-3190/2011