г. Казань
21 октября 2011 г. |
Дело N А65-2372/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,
при участии представителя:
ответчика - Железняка Д.В. (доверенность от 01.02.2011),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2011 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Захарова Е.И.)
по делу N А65-2372/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элемтэ-Инвест" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе о признании постановления от 26.01.2011 N 11-11-017/пн о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Элемтэ-Инвест" (далее - ООО "Элемтэ-Инвест", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР России в ВКР, административный орган, ответчик) N 11-11-017/пн от 26.01.2011.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2011, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, РО ФСФР России в ВКР подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв в суд кассационной инстанции не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако заявитель явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что на основании поручения РО ФСФР России в ВКР от 01.07.2010 N 11-10-164/пч специалистами отдела контроля за раскрытием информации участниками финансовых рынков и взаимодействия с регионами проведена камеральная проверка фактов соблюдения законодательства Российской Федерации о раскрытии в сети Интернет информации о расчете собственных средств по состоянию на 31.10.2010 Обществом, имеющим лицензию на осуществление брокерской деятельности.
Как установлено в ходе проверки, по состоянию на 10.12.2010 на странице в сети Интернет, http://www.elemte.ru/, ООО"Элемтэ-Инвест" отсутствует информация о расчете собственных средств по состоянию на 31.10.2010.
Указанное обстоятельство, по мнению проверяющих, свидетельствует о нарушении заявителем требований пунктов 1.1., 1.3., 1.4. порядка и сроков раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России (далее - ФСФР) от 11.02.2010 N 10-7/пз-н.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления ответчиком 12.01.2011 протокола об административном правонарушении N 11-11-007/пр-ап.
На основании протокола ответчиком 26.01.2011 вынесено постановление N 11-11-017/пн о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Общество обжаловало данное постановление в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
В силу пункта 1 положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (действовавшего в период проведения проверки административным органом), ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Согласно пункта 4 указанного положения ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании пункта 1.1. порядка и сроков раскрытия информации о расчете собственных средств, профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденным приказом ФСФР от 23.10.2008 N 08-41/пз-н. Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.
Пунктом 1.3. порядка и сроках раскрытия информации о расчете собственных средств предусмотрено, что информация о расчете собственных средств раскрывается на специальной странице сайта для распространения информации, на которой в хронологическом порядке размещается информация о расчете собственных средств или гиперссылки на файлы, содержащие указанную информацию, с указанием даты такого раскрытия. Данная информация должна быть доступна на странице в сети Интернет не менее 12 месяцев с даты раскрытия.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку, как правильно указал суд, ООО "Элемтэ-Инвест" имело возможность надлежащим образом обеспечить раскрытие информации в установленном порядке, однако, не сделало этого, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения и подтверждено протоколом об административном правонарушении от 12.01.2011 N 11-11-007/пр-ап и другими материалами дела.
Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ, а именно: нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ; нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в отношении ООО "Элемтэ-Инвест", которые бы повлекли в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10), за собой признание принятого решения незаконным и его отмену, не допущено.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, в
том числе и вины в его совершении, является правильным.
Статья 2.9 КоАП РФ, устанавливая возможность освобождения от административной ответственности, предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Освобождая Общество от административной ответственности, суды исходили из того, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным.
Данный вывод сделан судами с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения и положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Позиция судов относительно применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ согласуется с пунктами 17, 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 18, 18.1 данного постановления, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным названным Кодексом.
Исходя из характера и степени общественной опасности вменяемого правонарушения, а также с учетом конкретных обстоятельств дела, суды не установили в действиях Общества пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей и посчитали, что Общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В связи с этим допущенное обществом правонарушение обоснованно квалифицировано судами как малозначительное, в этой связи в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ ООО "Элемтэ-Инвест" правомерно освобождено от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами статьи 2.9 КоАП РФ, пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, несостоятельны и подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были подробно исследованы в судах первой и апелляционной инстанций, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и удовлетворения кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по делу N А65-2372/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 18, 18.1 данного постановления, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным названным Кодексом.
Исходя из характера и степени общественной опасности вменяемого правонарушения, а также с учетом конкретных обстоятельств дела, суды не установили в действиях Общества пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей и посчитали, что Общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В связи с этим допущенное обществом правонарушение обоснованно квалифицировано судами как малозначительное, в этой связи в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ ООО "Элемтэ-Инвест" правомерно освобождено от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами статьи 2.9 КоАП РФ, пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, несостоятельны и подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2011 г. N Ф06-8581/11 по делу N А65-2372/2011