г. Казань
25 октября 2011 г. |
Дело N А65-27069/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Алексеева В.Л., директор, протокол от 11.01.2010 N 3, Алексеева К.В., доверенность от 15.01.2011,
ответчика - Фетисовой Ю.П., доверенность от 31.12.2010 N АГ-05/16222,
третьего лица - открытого акционерного общества "Таттеплосбыт" - Шакирова М.Х., доверенность от 30.06.2011 N 119-15/83,
в отсутствие:
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Интеко" - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2011 (судья - Латыпов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 (председательствующий судья - Кувшинов В.Е., судьи: Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-27069/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алекс", г. Казань (ОГРН 1051672045127, ИНН 1659061430), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения и постановления о привлечении к административной ответственности,
с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Интеко", г. Казань, открытого акционерного общества "Таттеплосбыт", г. Казань,,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алекс" (далее - ООО "Алекс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 11.10.2010 по делу N 05-320/2010 и постановления от 12.01.2011 по делу N 05-1088/2010 о привлечении к административной ответственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Интеко" (далее - ООО "Интеко") и открытое акционерное общество "Таттеплосбыт" (далее - ОАО "Таттеплосбыт").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение антимонопольного органа от 11.10.2010 по делу N 05-320/2010 и отменил постановление антимонопольного органа от 12.01.2011 по делу N А05-1088/2010 о наложении на ООО "Алекс" штрафа в сумме 100 000 руб. Производство по делу об административном правонарушении прекращено. Суд обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (т.1 л.д.184-189).
Антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступило обращение ООО "Интеко" на действие ООО "Алекс", выразившееся в завышении цен на услугу по транспортировке тепловой энергии, оказываемой заявителем.
В результате проведенной антимонопольным органом проверки установлено, что из содержания договора пользования тепловодом от 01.01.2008 N 152 ООО "Алекс" самостоятельно установило тариф на услугу по передаче тепловой энергии.
Решением от 11.10.2010 по делу N 05-320/2010 антимонопольный орган признал ООО "Алекс" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании решения антимонопольным органом возбуждено административное производство, составлен протокол N А05-1088/2010 об административном правонарушении от 24.12.2010, на основании которого 12.01.2011 вынесено постановление о наложении на ООО "Алекс" штрафа по делу N А05-1088/2010 об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) в размере 100 000 руб. (т.1 л.д.138-147).
Общество в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд, которым заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган, делая вывод, что ООО "Алекс" является организацией, фактически предоставляющей услуги по передаче тепловой энергии сторонним потребителям, теплопотребляющие установки которых технологически присоединены к тепловой сети ООО "Алекс", решением от 11.10.2010 N 05-320/2010 признал общество нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 66 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам.
Под ценообразованием понимается процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов:
расходы на эксплуатацию тепловых сетей, расходы на оплату тепловой энергии,
израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход
(потери) тепловой энергии в сетях). Вышеуказанное подтверждает тот факт, что возмещение расходов на содержание тепловых сетей предусмотрено посредством установления регулирующим органом соответствующего тарифа.
Хозяйствующий субъект не вправе самостоятельно устанавливать тарифы за оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ООО "Алекс" не является субъектом естественной монополии, так как не осуществляет передачу тепловой энергии.
Согласно договору пользования тепловодом между ООО "Алекс" и ООО "Интеко" от 01.01.2008 N 152 (далее - договор), ООО "Алекс" предоставляет пользователю право пользоваться тепловодом диаметром 219 мм от 169 опоры Южно-Промышленного тепловода до врезки ООО "Алекс" протяженностью 792 п.м. (подача, обратка), находящегося в собственности ООО "Алекс", на условиях, оговоренных в договоре.
В соответствии с пунктом 1.2 договора сооружение (тепловод от опоры N 169), протяженностью 792 п.м. принадлежит ООО "Алекс" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АА N 474471 от 02.08.2007.
Поскольку ООО "Алекс" тарифы не рассчитывает и не устанавливает, а взимание платы за пользование тепловодом не является составляющей частью процесса ценообразования, соответственно нарушений в порядке ценообразования в действиях общества не усматривается, что также установлено судами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору на передачу электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Арбитражным судом Республики Татарстан 27.02.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 19.05.2010, вынесено решение по делу N А65-34191/2009 о взыскании с ООО "Интеко" в пользу ООО "Алекс" 192 408,59 руб. долга и 22 130,61 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В договоре от 01.01.2008 N 152 стороны согласовали ежемесячную стоимость пользования тепловодом в размере 23 000 руб. (пункт 3.1. договора).
Договор подписан без разногласий, ответчик произвел частичную оплату стоимости услуг по передаче тепловой энергии.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что договором от 01.01.2008 N 152 с ООО "Интеко" в пункте 3.1 определен расчет за пользование тепловодом, поскольку не установлен способ определения фактического количества тепловой энергии, поставляемой в конкретный расчетный период, у сторон по договору от 01.01.2008 N 152 возникли гражданско-правовые споры в отношении расчетов за транспортировку тепловой энергии, что явилось самостоятельным предметом судебного разбирательства.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Теплоснабжение объекта ООО "Интеко" осуществляется на основании договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.10.2006 N 948Т, заключенного между ООО "Интеко" и открытым акционерным обществом "Татэнергосбыт". В соответствии с данным договором оплата за тепловую энергию ООО "Интеко" производится по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке. В данном случае открытое акционерное общество "Татэнергосбыт" выступает энергоснабжающей организацией.
Вместе с тем, ООО "Алекс" не может являться энергоснабжающей организацией, не имея необходимого оборудования для выработки тепловой энергии по количеству и качеству, и передачи в соответствии с нормативными документами по количеству и качеству и не имея в штате соответствующего числа специалистов и лицензию.
Согласно статье 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
В данном случае ООО "Алекс" не заключало договора, соглашения на передачу тепловой энергии, заявителем не оказывались услуги по снабжению горячей и холодной водой, не заключались договоры с энергоснабжающей организацией в целях предоставления услуг потребителям.
Предметом договора от 01.01.2008 N 152 является право пользования тепловодом.
Пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлен перечень цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию. Данный перечень является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" услуги по пользованию (аренда) тепловода присоединенной сети, указанной в договоре от 01.01.2008 N 152.
Также судами правильно отмечено, что в данном случае антимонопольный орган, выявив наличие спорной ситуации в вопросе расчета отпуска тепловой энергии при наличии договорных отношений сторон, не установило наступления конкретных негативных последствий для потребителя, создания каких-либо препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа приведенных норм, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги пользования тепловодом присоединенной сети, то соответственно, действия заявителя по самостоятельному определению цены пользования тепловодом не могут рассматриваться как нарушающие порядок ценообразования.
Соответственно решение антимонопольного органа от 11.10.2010 N 05-320/2010 о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 указанного Закона в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу по передаче тепловой энергии признанно незаконным и подлежащим отмене.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по делу N А65-27069/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлен перечень цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию. Данный перечень является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" услуги по пользованию (аренда) тепловода присоединенной сети, указанной в договоре от 01.01.2008 N 152.
Также судами правильно отмечено, что в данном случае антимонопольный орган, выявив наличие спорной ситуации в вопросе расчета отпуска тепловой энергии при наличии договорных отношений сторон, не установило наступления конкретных негативных последствий для потребителя, создания каких-либо препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа приведенных норм, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги пользования тепловодом присоединенной сети, то соответственно, действия заявителя по самостоятельному определению цены пользования тепловодом не могут рассматриваться как нарушающие порядок ценообразования.
Соответственно решение антимонопольного органа от 11.10.2010 N 05-320/2010 о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 указанного Закона в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу по передаче тепловой энергии признанно незаконным и подлежащим отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2011 г. N Ф06-8819/11 по делу N А65-27069/2010
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-239/12
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8819/11
04.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6118/11
27.04.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5009/11