г. Казань |
|
31 октября 2011 г. |
Дело N А55-8537/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Афанасьева И.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Павлусенко М.В., доверенность от 03.11.2010 N 1-3629,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Юго-Запад транснефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2011 (судья Чайников В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Карпов В.В., Морозов В.А.)
по делу N А55-8537/2010
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (ИНН: 6450925977, ОГРН: 1076450006280) к открытому акционерному обществу "Юго-Запад транснефтепродукт" (ИНН: 6317026217, ОГРН: 1026301417746), с участием третьих лиц: открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", общества с ограниченной ответственностью "Самара-Терминал", общества с ограниченной ответственностью "Спектр", общества с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электрическая сеть", о взыскании 4 890 883 руб. 13 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" (далее - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом принятого судом уточнения, к открытому акционерному обществу "Юго-Запад Транснефтепродукт" (далее - ОАО "Юго-Запад Транснефтепродукт", ответчик), о взыскании 4 890 883 руб. 13 коп., в том числе 4 543 906 руб. 13 коп. неосновательного обогащения за февраль 2010 года, 346 977 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.04.2010 по 20.04.2011, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.04.2011 и по день фактической оплаты долга, исходя из суммы долга в размере 4 543 906 руб. 13 коп. и ставки банковского процента на день вынесения решения.
Определением арбитражного суда от 16.07.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены: открытое акционерное общество "Самараэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Самара-Терминал", общество с ограниченной ответственностью "Спектр" и общество с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электрическая сеть".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2011 по делу N А55-8537/2010 в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области - отказано. Иск удовлетворен. С ОАО "Юго-Запад Транснефтепродукт" в пользу ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" взыскано 4 890 883 руб. 13 коп., в том числе 4 543 906 руб. 13 коп. неосновательного обогащения, 346 977 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами, 45 719 руб. 53 коп. - расходов по государственной пошлине, а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 21.04.2011 по день фактической оплаты долга, исходя из суммы долга в размере 4 543 906 руб. 13 коп. из ставки банковского процента - 8% годовых.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ОАО "Юго-Запад Транснефтепродукт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, взыскать с истца в пользу заявителя жалобы государственную пошлину в размере 2000 руб., по основаниям указным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившегося представителя ответчика, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что истец и ответчик являются смежными сетевыми территориальными организациями, владеющими на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном законом порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
На момент рассмотрения настоящего иска судом первой инстанции договор между сторонами заключен не был, акты оказания услуг за спорный период не подписаны ответчиком.
По расчету истца стоимость оказанных открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" услуг по передаче электрической энергии за февраль 2010 года составляет 4 543 906, 13 руб.
Письмом от 02.04.2010 N МР6/121/30.01/2643 открытое акционерное обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" направило в адрес ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" акт оказания услуг по передаче электрической энергии и об объеме переданной электрической энергии за февраль 2010 года, с указанием на необходимость оплаты стоимости оказанных услуг в десятидневный срок с момента его получения.
В отсутствие оплаты услуг по передаче электрической энергии, истец обратился в арбитражный суд с исковым требованием о взыскании неосновательного обогащения, выразившегося в сбережении денежных средств по уплате услуг по передаче электроэнергии, процентов за пользование чужими денежными средствами и процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга, исходя из суммы задолженности в размере 4 543 906,13 руб.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражные суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ, Федеральный закон) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
В силу статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Исходя из пунктов 4 и 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя услуг по передаче электрической энергии, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
При установлении тарифов на электрическую энергию (в том числе на услуги по ее передаче) применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат). Тарифы устанавливаются для каждой регулируемой организации, с учетом ее необходимой валовой выручки-экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Потребитель услуг по договору между смежными сетевыми организациями определяется на основании пункта 41 Правил, которым предусмотрены различные варианты взаимоотношений сетевых организаций. В зависимости от варианта структуры договорных связей между сетевыми организациями определяется, которая из них (либо обе) является потребителем услуг другой. В частности, относительно подпункту "г" пункта 41 Правил при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
На основании пункта 42 Правил расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Согласно информационному письму Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет индивидуальных тарифов предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В случае если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Приказом от 28.12.2009 N 80 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области установило с 01.01.2010 двухставочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Двухставочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ответчиком и истцом составляют 571575,33 руб./МВт-месяц - ставка за содержание электрических сетей (плата за заявленную мощность) и 256,62 руб./МВт-час - ставка на оплату технологического расхода (потерь).
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 31.03.2010 N 10 внесены изменения в приказ от 28.12.2009 N 80, в соответствии с которыми в паре смежных сетевых организаций первая - организация-плательщик, вторая - получатель платы.
Из приложения N 1 к приказу Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 N 80 под п/п N 59 указана пара сетевых организаций ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" и открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", из которой ответчик является первой организацией в паре - плательщиком.
Пунктом 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) предусмотрено, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Письмом от 25.01.2010 N 5/27 Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области представило расчетную таблицу на 2010 год, из которой следует, что заявленная мощность сетевой организации - ООО "Самарская энергетическая компания" составляет 5,58100 МВт.
В силу пункта 2 Правил N 861 заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, и исчисляемая в мегаваттах. Из пункта 13 Правил N 861 следует, что по договору на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения в пределах величины заявленной мощности. Это означает, что влияющие на размер тарифа затраты сетевой организации на содержание сетей должны определяться исходя из необходимости обеспечить максимально возможную нагрузку на эти сети с учетом предельных величин заявленной потребителем электрической энергии мощности. Таким образом, обязанность потребителя услуг оплачивать за каждый расчетный период величину заявленной мощности даже если величина фактически потребленной мощности оказывается ниже заявленной, обеспечивает его право в любой момент использовать максимально необходимую (заявленную) мощность. Сетевая организация получает плату именно за обеспечение возможности использования потребителем заявленной мощности, так как затраты на обеспечение возможности использования именно этой мощности учитываются при определении тарифов.
Из пунктов 2, 12, 24, 26 Правил N 861 следует, что выбор величины заявленной мощности зависит исключительно от потребителя электрической энергии, от его потребности в полном или частичном использовании своего присоединенного к сетям сетевой организации электрооборудования. При этом сетевая организация не вправе ограничивать соответствующего потребителя в выборе величины заявленной мощности, за исключением случаев отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме, то есть когда надлежащая передача заявленного потребителем объема мощности не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения.
В пункте 47 Правил N 861 установлена обязанность потребителя услуг по передаче электрической энергии уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов. Однако в как в самих Правилах, так и в иных действующих в этой сфере нормативных правовых актах отсутствует указание на последствия несоблюдения соответствующим потребителем указанной обязанности, равно как и на порядок расчетов за услуги по передаче электрической энергии в части ставки на содержание электрических сетей в случае неуведомления сетевой организации потребителем о необходимой ему в расчетном периоде величине заявленной мощности.
Как следует из пункта 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и пункта 15 Методических указаний при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. При этом расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный баланс).
Сводный баланс формируется с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, коммерческого оператора и системного оператора оптового рынка электрической энергии.
В силу пунктов 6 и 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N 225-э/4 (действовавшим в спорном периоде) основой для составления сводного прогнозного баланса являются согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией. При этом обязанность по направлению соответствующих предложений в указанные органы лежит на соответствующих энергоснабжающих (энергосбытовых) организациях. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проверяют разработанные энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями предложения по формированию сводного прогнозного баланса, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в Федеральную службу по тарифам.
Пунктом 50 Методических указаний предусматривается, что при установлении двухставочных единых (котловых) тарифов единая ставка на содержание сетей определяется из расчета за МВт заявленной мощности потребителя.
Из приведенных положений следует, что в случае установления двухставочного тарифа получение регулируемой организацией необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифа, обеспечивается путем умножения ставки на содержание сетей на величину заявленной мощности. Следовательно, для получения сетевой организацией заложенной в тарифе необходимой валовой выручки в части платы за содержание сетей величина мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифа, должна совпадать с заявленной мощностью. При этом применение при расчете стоимости услуг по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу иной величины мощности - среднегодовой, фактической и т.п. - приведет к невозмещению сетевой организации тех расходов, которые она должна нести для поддержания своих сетей в постоянной готовности обеспечить получение потребителями заявленной ими мощности в любой момент регулируемого периода.
С учетом изложенного, коллегия полагает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о величине мощности, подлежащей применению при расчетах за услуги по передаче электрической энергии в части ставки на содержание сетей, в случае уклонения потребителя соответствующих услуг от надлежащего уведомления сетевой организации о величине заявленной мощности.
В отсутствие договорных отношений между сторонами, истцом расчет неосновательного обогащения произведен правомерно исходя из величины заявленной мощности ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с выставленным актом от 28.02.2010 N 63/ПЭ/02.2010/00140 об оказании услуг по передаче электрической энергии стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии соответственно составила за февраль 2010 года - 4 543 906 руб. 13 коп.
Учитывая изложенное, арбитражными судами обоснованно сделан вывод об удовлетворении заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения в вышеназванной сумме.
Также Арбитражным судом Самарской области в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" с ответчика взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами.
В силу пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со статьей 395 ГК РФ, арбитражным судом проверен и обоснованно принят во внимание.
Пунктом 51 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что проценты подлежат уплате за весь период пользования чужими средствами по день фактической уплаты этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не определен более короткий срок.
Если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов, исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств.
Сведения о заявленной мощности для расчета тарифов представлялись сетевыми организациями, в отношении которых производилось тарифное регулирование, при этом ответчик за спорный период имел возможность в любое время принимать электроэнергию по заявленной мощности.
Доводы ОАО "Юго-Запад Транснефтепродукт" о том, что дело рассмотрено без привлечения уполномоченного государственного органа в сфере регулирования тарифов и финансового органа Самарской области, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов указанных лиц.
Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по делу N А55-8537/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 6 и 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N 225-э/4 (действовавшим в спорном периоде) основой для составления сводного прогнозного баланса являются согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией. При этом обязанность по направлению соответствующих предложений в указанные органы лежит на соответствующих энергоснабжающих (энергосбытовых) организациях. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проверяют разработанные энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями предложения по формированию сводного прогнозного баланса, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в Федеральную службу по тарифам.
...
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
...
В силу пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со статьей 395 ГК РФ, арбитражным судом проверен и обоснованно принят во внимание.
Пунктом 51 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что проценты подлежат уплате за весь период пользования чужими средствами по день фактической уплаты этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не определен более короткий срок."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2011 г. N Ф06-8844/11 по делу N А55-8537/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-363/12
19.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-363/12
31.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8844/11
01.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6305/11