г. Казань |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А57-80/2010 |
См. также Постановление ФАС ПО от 13 декабря 2010 г. N А57-80/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Герасимовой Е.П.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2011 (судья Кобозев Г.В.) и на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Бирченко А.Н., Грабко О.В.)
по делу N А57-80/2010
по заявлению Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района, г. Балаково Саратовской области, о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта, с участием заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств", г. Саратов (ИНН 6455046426, ОГРН 1076455002502), Балаковского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, г. Балаково Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
комитет финансов администрации Балаковского муниципального района (далее - комитет финансов) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о предоставлении до декабря 2011 года рассрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда от 26.05.2010 года об удовлетворении исковых требований общества с ограниченно ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" о взыскании с Балаковского муниципального района в лице комитета финансов процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 753 845, 86 руб. за период просрочки с 25.02.2005 по 05.09.2007 согласно постановлению Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 по делу N А57-20258/07-44 с последующим взысканием процентов по день фактического погашения долга 17 820 455, 09 руб., исходя из 10 % годовых, начисленных на сумму 14 850 379, 24 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2011, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011, заявление комитета финансов о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2010 по делу N А57-80/2010 оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе комитет финансов просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2010, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2010 удовлетворен иск общества с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" о взыскании с Балаковского муниципального района в лице комитета финансов процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 753 845, 86 руб. за период просрочки с 25.02.2005 по 05.09.2007 согласно постановлению Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 по делу N А57-20258/07-44 с последующим взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами с 06.09.2007 производить по день фактического погашения долга 17 820 455, 09 руб., исходя из 10 % годовых, начисленных на сумму 14 850 379, 24 руб.
Арбитражным судом Саратовской области 20.08.2010 был выдан исполнительный лист АС N 001910852 о взыскании указанной суммы с Балаковского муниципального района в лице комитета финансов за счет средств казны Балаковского муниципального района.
28.03.2011 комитет финансов обратился в суд с заявлением о рассрочке исполнения решения суда от 26.05.2010 по делу N А57-80/2010.
В заявлении о предоставлении рассрочки исполнения решения комитет финансов ссылается на дефицит дотационного финансирования районного бюджета, существующую очередность исполнения судебных актов, а также возможность погашения задолженности в пределах объема бюджетных ассигнований по мере планируемого поступления денежных средств, но в соответствии с предложенным графиком:
- май 2011 - 1 000 000 руб.;
- июнь 2011 - 1 000 000 руб.;
- июль 2011 - 1 000 000 руб.;
- август 2011 - 1 000 000 руб.;
- сентябрь 2011 - 1 000 000 руб.;
- октябрь 2011 - 1 000 000 руб.;
- ноябрь 2011 - 991 762, 53 руб.;
- декабрь 2011 - остаток процентов за пользование чужими денежными средствами с 06.09.2007 по день фактического погашения долга 17 820 455, 09 руб., исходя из 10 % годовых начисленных на сумму 14 850 379, 24 руб.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно применив положения статьи 324 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод об отсутствии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов не подлежащих пересмотру в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
При этом настоящий Кодекс не содержит перечень оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, а также запрета на повторное ее предоставление. Арбитражный суд в каждом конкретном случае должен самостоятельно определять необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данной категории споров изложена в пункте 13 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23), согласно которой отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной возможности исполнения решения суда по окончания срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
В ходе судебного разбирательства комитет финансов наличие обстоятельств для предоставления рассрочки исполнения судебного акта не доказал.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, исполнительный документ направляется для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно пункту 3 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, положения статьи 242.2 БК РФ полежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Как следует из пунктов 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно пункту 1 статьи 217 БК РФ, утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Таким образом, БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах. Законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Довод комитета финансов о нарушении судами норм процессуального права подлежит отклонению, поскольку АПК РФ не содержит запрета на предоставление судами отсрочки и рассрочки исполнения решения, как и не содержит перечня оснований и критериев определения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос о их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Поэтому в каждом конкретном случае суд имеет право самостоятельно устанавливать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и применять как рассрочку, так и отсрочку исполнения решения суда.
Суды, при вынесении судебных актов, сделали обоснованный вывод о том, что предоставление рассрочки исполнения решения суда нарушит права взыскателя и приведет к невозможности обращения взыскания на имущество должника, составляющего казну, в случае невозможности исполнения решения в установленный срок за счет средств бюджета.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А57-80/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пунктов 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно пункту 1 статьи 217 БК РФ, утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Таким образом, БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах. Законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 ноября 2011 г. N Ф06-9455/11 по делу N А57-80/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2013 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-80/10
03.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9455/11
18.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5437/11
23.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2800/11
13.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А57-80/2010