г. Казань |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело N А12-1489/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Афанасьева И.Н.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчиков - извещены, не явились,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2011 (судья Аниськова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Грабко О.В., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-1489/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т-Пресс", г. Волгоград (ИНН 3445104722, ОГРН 1093460003163) к государственному учреждению "Издатель", г. Волгоград (ИНН 3445041960, ОГРН 1023403854638), Комитету по печати и информации администрации Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3445904983, ОГРН 1023403856739), Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), Комитету по культуре администрации Волгоградской области (ИНН 3444051490, ОГРН 1023403454469) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности суммы задолженности по государственному контракту от 25.06.2010 N 22 в размере 38 998 руб. 50 коп. и процентов в размере 543 руб., с участием в деле третьего лица - администрации Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Т-Пресс" (далее - ООО "Т-Пресс", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с государственного учреждения "Издатель" (далее - ГУ "Издатель, ответчик), а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Волгоградской области в лице Комитета по культуре администрации Волгоградской области (далее - Комитет по культуре) за счет казны сумму задолженности в размере 38 998 руб. 50 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1074 руб. 63 коп. за период с 27.12.2010 по 29.04.2011. В части требований к Комитету по печати был заявлен отказ от иска.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2011 с ГУ "Издатель" в пользу истца взыскан основной долг в размере 38 988 руб. 50 коп.
Суд решил при недостаточности средств взыскание произвести с субсидиарного должника Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (далее - Комитет) за счет казны Волгоградской области. В остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к Комитету по культуре отказано. Производство по делу в части иска к Комитету по печати прекращено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части привлечения его к субсидиарной ответственности. Полагает, что ответчиком по данному делу должен быть Комитет по культуре, как главный распорядитель бюджетных средств.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам открытого аукциона (протокол от 14.06.2010 N 1287) между ГУ "Издатель" (заказчик) и ООО "Т-Пресс" (исполнитель) заключен государственный контракт от 25.06.2010 N 22 на оказание полиграфических услуг по выпуску детского журнала "Зона риска".
В соответствии условиями названного государственного контракта исполнитель обязался по заданию заказчика оказать полиграфические услуги по выпуску двух номеров журнала "Зона риска" в соответствии с техническим заданием на оказание услуг (приложение N 1 к контракту) и Технической издательской спецификацией (по форме, приведенной в приложение N 2 к контракту) с использованием собственной бумаги, а заказчик обязался принять и оплатить услуги в случае надлежащего их оказания (пункт 1.1 контракта).
Общая стоимость услуг по контракту составляет 77 997 руб. (пункт 3.1). Оплата услуг осуществляется заказчиком за счет средств областного бюджета согласно Закону Волгоградской области от 04.02.2010 N 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" (пункт 2.2).
Согласно пунктам 3.3.1 и 3.3.2 контракта заказчик вправе произвести авансовый платеж в размере 30% от цены контракта на основании выставленного исполнителем счета на оплату в течение 10 банковских дней при условии поступления средств из областного бюджета на счет заказчика. Расчеты с исполнителем осуществляются с учетом произведенного авансового платежа в пределах стоимости оказанных услуг в течение 10 банковских дней с момента предоставления исполнителем подписанного сторонами акта сдачи-приемки исполнения обязательств по контракту и накладной и при условии поступления средств из областного бюджета на счет заказчика.
Судами установлено, что во исполнение условий государственного контракта от 25.06.2010 N 22 истец передал заказчику по товарной накладной от 27.10.2010 N 3271 журнал "Зона риска" N 5 в количестве 1000 экземпляров на сумму 38 998 руб. 50 коп, по товарной накладной от 10.12.2010 N 3794 журнал "Зона риска" N 6 в количестве 1000 экземпляров на сумму 38 998 руб. 50 коп.
Заказчик произвел оплату стоимости услуг в сумме 38 998 руб. 50 коп. по товарной накладной от 27.10.2010 N 3271, что подтверждается платежными поручениями от 30.09.2010 N 710 на сумму 6241 руб. 80 коп. и от 29.10.2010 N 723 на сумму 32 756 руб. 70коп.
В связи с неоплатой оставшейся суммы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания суммы долга, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что факт поставки продукции на сумму 38 998 руб. 50 коп. доказан, доказательств оплаты полученного товара ответчиком не представлено.
Привлекая Комитет в качестве субсидиарного должника как главного распорядителя денежных средств, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основной должник - ГУ "Издатель", по своему организационно-правовому статусу является государственным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу части 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Собственником имущества ГУ "Издатель" является Волгоградская область. Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам ГУ "Издатель" несет Волгоградская область.
В соответствии со статьей 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Из положения о Комитете, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.01.2006 N 71 (редакция от 18.03.2011), следует, что Комитет является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области; организует исполнение областного бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета и кассового плана исполнения областного бюджета (пункт 2.1.18); устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет областных бюджетных учреждений, в отношении которых Комитет является главным распорядителем бюджетных средств (пункт 2.1.19); выступает от имени казны Волгоградской области, в том числе обращается в суды или иные органы с заявлениями, исками, жалобами в интересах областного бюджета (пункт 2.2.29); осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением (пункт 2.1.30).
Следовательно, обоснован вывод судов о том, что Комитет осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Волгоградской области.
Поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является Комитет, судами первой и апелляционной инстанций правомерно взыскана с Комитета в субсидиарном порядке сумма долга учреждения.
Доводы кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций в этой части не опровергают.
В остальной части судебные акты сторонами не оспариваются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 по делу N А12-1489/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положения о Комитете, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.01.2006 N 71 (редакция от 18.03.2011), следует, что Комитет является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области; организует исполнение областного бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета и кассового плана исполнения областного бюджета (пункт 2.1.18); устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет областных бюджетных учреждений, в отношении которых Комитет является главным распорядителем бюджетных средств (пункт 2.1.19); выступает от имени казны Волгоградской области, в том числе обращается в суды или иные органы с заявлениями, исками, жалобами в интересах областного бюджета (пункт 2.2.29); осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением (пункт 2.1.30)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2011 г. N Ф06-9236/11 по делу N А12-1489/2011