г. Казань |
|
09 ноября 2011 г. |
Дело N А57-276/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зубаковой Юлии Ивановны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2011 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Жевак И.И., Смирников А.В.)
по делу N А57-276/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Зубаковой Юлии Ивановны к Администрации муниципального образования "город Саратов", Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.09. 2010 N 2216, об обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" принять и направить в адрес индивидуального предпринимателя Зубаковой Юлии Ивановны решение о предоставлении для целей не связанных со строительством - для размещения торговых павильонов, земельного участка площадью 805 кв. м., кадастровый номер 64:48:020235:4, расположенный по адресу: г. Саратов, Заводской район, улица Миллеровская, 62, в аренду сроком на 49 лет, в четырнадцатидневный срок с момента принятия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Зубакова Юлия Ивановна (далее - ИП Зубакова Ю.И., предприниматель) с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) от 16.09.2010 N 2216, в которой просила суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" принять и направить в адрес индивидуального предпринимателя Зубаковой Юлии Ивановны решение о предоставлении для целей не связанных со строительством - для размещения торговых павильонов, земельного участка площадью 805 кв.м, кадастровый номер 64:48:020235:4, расположенного по адресу: г. Саратов, Заводской район, улица Миллеровская, 62, в аренду сроком на 49 лет, в четырнадцатидневный срок с момента принятия решения.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и отправить дело на новое рассмотрение на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2010 году ИП Зубаковой Ю.И. начата процедура оформления права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, Заводской район, улица Миллеровская, 62, площадью 805 кв.м, для целей не связанных со строительством - размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
23.03.2010 ИП Зубакова Ю.И. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет с целью размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
К заявлению приложены следующие документы: копия паспорта Зубаковой Ю.И., кадастровый паспорт земельного участка от 09.03.2010 N 6448/202/10-4291.
В связи с тем, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" по данному заявлению не принято какое-либо решение, ИП Зубакова Ю.И, обратилась в суд общей юрисдикции с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов".
28.05.2010 Волжским районным судом г. Саратова принято решение по делу N 2-2026/10, в соответствии с которым бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии решения по заявлению индивидуального предпринимателя Зубаковой Ю.И., признано незаконным.
Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения путем принятия решения по заявлению ИП Зубаковой Ю.И. о предоставлении спорного земельного участка.
Администрацией решение Волжского районного суда г. Саратова исполнено. Заявление индивидуального предпринимателя рассмотрено, по результатам его рассмотрения вынесено постановление от 16.09.2010 N 2216, которым ИП Зубаковой Ю.И. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что земельный участок частично расположен в территориальной зоне Ж-2, для которой вид разрешенного использования земельных участков "отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв.м общей площади" является условным. Кроме того, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 АПК РФ и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как правильно установлено судами, порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которой предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса; в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судами обеих инстанций правильно отмечено, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
На основании статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", решением от 27.04.2010 N 50-595 в данные правила внесены изменения.
Указанные решения были опубликованы в газете "Саратовская панорама" от 17.05.2008 N 54 (303) и от 19.05.2010 N 45 (563), в судебном порядке обжалованы не были и в настоящее время действуют.
В соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 64:48:020235:4, расположенного по адресу: г. Саратов, Заводской район, улица Миллеровская, 62, общей площадью 805 кв.м, отнесена к территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки (Ж-2), часть к территории общего пользования.
Частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
При этом в силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Согласно части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Из пункта 1.9 положения "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" следует, что в границах территории общего пользования допускается использование земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, если они соответствуют архитектурному облику муниципального образования и включены в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что органы местного самоуправления обладают полномочиями по определению объектов, которые могут быть размещены на территории земель общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов (палатки, ларьки и т.д.) на государственных и муниципальных землях, в стационарных зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их размещают в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.09.2010 N 1672 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год.
Доказательств, включения торгового объекта по адресу: г. Саратов, Заводской район, улица Миллеровская, 62, в указанную схему не представлено, следовательно, не соблюдено основное требование для реализации возможности размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, расположенном в границах территории общего пользования.
Как установлено судами, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, а именно таблицы 5.1. код вида использования 4.11, испрашиваемый ИП Зубаковой Ю.И. земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2, для которой вид разрешенного использования земельных участков "отдельно стоящие объекты торговли до 75 кв.м. общей площади" является условным.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, путем проведения по данному вопросу публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов ", для целей не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 N 53-632, размещение торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя довод апелляционной жалобы о незаконности содержащейся в оспариваемом постановлении ссылки на решение Саратовской городской Думы от 07.07.2010 N 53-632, указал, что в момент его вынесения данный нормативный акт действовал, признан недействительным с момента принятия судом общей юрисдикции решения.
Суды, исходя из вышеуказанных норм, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что постановление администрации от 16.09.2010 N 2216 об отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством, принято в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем правомерно отказали ИП Зубаковой Ю.И. в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, принятые по делу решение и постановление следует оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по делу N А57-276/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зубаковой Юлии Ивановны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
...
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, путем проведения по данному вопросу публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов ", для целей не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 N 53-632, размещение торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя довод апелляционной жалобы о незаконности содержащейся в оспариваемом постановлении ссылки на решение Саратовской городской Думы от 07.07.2010 N 53-632, указал, что в момент его вынесения данный нормативный акт действовал, признан недействительным с момента принятия судом общей юрисдикции решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2011 г. N Ф06-9192/11 по делу N А57-276/2011