г. Казань |
|
11 ноября 2011 г. |
Дело N А12-5529/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Коробкова А.В. (доверенность от 28.09.2011 N 4377), Скорик С.В. (доверенность от 26.09.2011 N 1/7039),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2011 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 (председательствующий судья Цуцкова М.Г, судьи Дубровина О.А., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-5529/2011
по заявлению Заместителя прокурора Волгоградской области в интересах общества с ограниченной ответственностью "Кодекс Безопасности", г. Волгоград, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Волгоградской области в интересах общества с ограниченной ответственностью "Кодекс Безопасности" обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, выразившихся в проведении в период с 02.02.2011 по 16.02.2011 внеплановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кодекс Безопасности" на предмет соответствия деятельности требования приказа МЧС России от 25.11.2009 N 660.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011, заявленные требования удовлетворены, действия Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, выразившиеся в проведении в период с 02.02.2011 по 16.02.2011 внеплановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кодекс Безопасности" на предмет соответствия деятельности требования приказа МЧС России от 25.11.2009 N 660 "Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" признаны незаконными и не соответствующими пункту 2 части 2, частям 3, 5 статьи 10, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В кассационной жалобе Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - Управление МЧС по Волгоградской области) просит отменить судебные акты по делу сославшись на неправильное применение судом норм материального права.
Отзывом заместитель прокурора Волгоградской области просит оставить судебные акты без изменения, как соответствующие закону.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
При проверке законности и обоснованности принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Управление МЧС по Волгоградской области письмом от 27.01.2011 N 4-2/121 сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Кодекс Безопасности" (далее - Общество) о предстоящей проверки на предмет соответствия требованиям раздела 11 приказа МЧС России от 25.10.2009 N 660 "Об утверждении порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованием пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" (далее - приказ МЧС России N 660).
При этом Управление МЧС по Волгоградской области просило представить документы, подтверждающие выполнение требований раздела 2 названного приказа.
По результатом проверки Управлением МЧС по Волгоградской области составлен акт от 15.02.2011 на предмет деятельности аккредитованной экспертной организации по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Необходимость проверки вызвана тем, что аккредитованная организация проводит оценку соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 "Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска".
Заместитель прокурора Волгоградской области такие действия Управления МЧС по Волгоградской области признал нарушением требований статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Судебные инстанции согласились с заявленными доводами заместителя прокурора Волгоградской области и признали незаконными действия Управление МЧС по Волгоградской области по проведению проверки за период с 02.02.2011 по 16.02.2011 и не соответствующими Федеральному закону N 294-ФЗ.
При этом обстоятельства проверки по существу судебными инстанциями не рассмотрены.
Суды ограничились оценкой действий проведенной проверки Управлением МЧС по Волгоградской области, несоответствующей Федеральному закону N 294-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, государственные органы, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 статьи 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный Закон N 123-ФЗ) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в форме декларирования с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ.
Согласно пункту 8 "Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" в течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
Согласно пункту 2 приказа МЧС России от 25.11.2009 N 660 целью аккредитации является обеспечение доверия к деятельности экспертной организации на основе подтверждения и признания ее компетентности по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Пунктом 43 приказа МЧС России от 25.11.2009 N 660 предусмотрены основания проведения проверки в целях оценки соответствия аккредитованной организации требованиям аккредитации.
В соответствии с главой 33 Федерального закона N 123-ФЗ аккредитованная организация оценивает соответствие объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Следовательно, Управление МЧС России по Волгоградской области, осуществляющее надзор за пожарной безопасностью вправе проводить проверку в целях оценки соответствия аккредитованной организации требованиям аккредитации.
Ссылку судебных инстанций на Федеральный Закон N 294-ФЗ при возникших правоотношениях, суд кассационной инстанции считает ошибочной, т.к. сфера применения настоящего Федерального закона возникает при осуществлении предпринимательской деятельности.
При новом рассмотрении дела, подлежит исследовать и дать оценку предмету проверки, т.к. проверялся статус аккредитованной организации к требованиям аккредитации, как это предусмотрено разделом 11 приказа МЧС России от 25.11.2009 N 660, что не противоречит разделу 33 Федерального Закона N 294-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 287 АПК РФ, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельством или имеющимся в деле доказательствам, судебные акты по делу подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 01.06.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу N А12-5529/2011 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 статьи 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный Закон N 123-ФЗ) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в форме декларирования с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ.
...
Согласно пункту 2 приказа МЧС России от 25.11.2009 N 660 целью аккредитации является обеспечение доверия к деятельности экспертной организации на основе подтверждения и признания ее компетентности по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Пунктом 43 приказа МЧС России от 25.11.2009 N 660 предусмотрены основания проведения проверки в целях оценки соответствия аккредитованной организации требованиям аккредитации.
В соответствии с главой 33 Федерального закона N 123-ФЗ аккредитованная организация оценивает соответствие объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
...
Ссылку судебных инстанций на Федеральный Закон N 294-ФЗ при возникших правоотношениях, суд кассационной инстанции считает ошибочной, т.к. сфера применения настоящего Федерального закона возникает при осуществлении предпринимательской деятельности.
При новом рассмотрении дела, подлежит исследовать и дать оценку предмету проверки, т.к. проверялся статус аккредитованной организации к требованиям аккредитации, как это предусмотрено разделом 11 приказа МЧС России от 25.11.2009 N 660, что не противоречит разделу 33 Федерального Закона N 294-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2011 г. N Ф06-9576/11 по делу N А12-5529/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5529/11
11.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9576/11
02.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4754/11
01.06.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5529/11