г. Казань |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А55-5383/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Квасова П.Ю., доверенность от 21.03.2011 N 1,
ответчика - Рассказчиковой А.Ю., доверенность от 24.12.2010 N 8112/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-5383/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр ЛТД", г. Тольятти Самарской области, к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, о признании незаконным бездействия, признании недействительным постановления от 31.01.2011 N 256-п/1,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2011 удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Центр ЛТД" (далее - ООО "Центр ЛТД").
Суд признал незаконным бездействие мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия г.о. Тольятти), выразившееся в уклонении от соблюдения процедуры предварительного согласования места размещения автозаправочной станции с инженерно-техническим обеспечением на основании заявления ООО "Центр ЛТД" от 08.11.2010 N 27.
Признав постановление мэрии г.о. Тольятти от 31.01.2011 N 256-п/1 недействительным, суд обязал мэрию г.о. Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Центр ЛТД" путем осуществления процедуры предварительного согласования места размещения автозаправочной станции с инженерно-техническим обеспечением на земельном участке западнее здания N 31 по ул. Баныкина в Центральном районе г. Тольятти.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, отказать в удовлетворении требований ООО "Центр ЛТД".
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр ЛТД" 08.11.2010 направило в мэрию г.о. Тольятти заявление N 27 о возможности выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения автозаправочной станции с инженерно-техническим обеспечением, указав необходимый размер земельного участка - 1800 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Баныкина, западнее здания, имеющего адрес: ул. Баныкина, 31.
Мэрией г.о. Тольятти издано постановление от 31.03.2011 N 256-п/1 об отказе ООО "Центр ЛТД" в размещении автозаправочной станции с инженерно-техническим обеспечением на земельном участке, расположенном западнее здания N 31 по ул. Баныкина в Центральном районе г. Тольятти по следующим основаниям: испрашиваемый земельный участок находится в границах территории магистральных улиц и дорог - территории общего пользования, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется; отсутствие объекта дорожного сервиса в перечне видов разрешенного использования земельных участков в границах территорий общего пользования, предусмотренном пунктом 12.1 Положения об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (утвержденного постановлением мэрии г.о. Тольятти от 22.04.2010 г.. N 1027-п/1, в редакции постановления мэрии г.о. Тольятти от 13.11.2010 г..N 3190-п/1).
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов, и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможным вариантами их выбора.
В силу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Во исполнение указанных норм законодательства заявитель обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов для решения вопроса об изготовлении и предоставлении акта выбора земельного участка, в том числе приложив эскизный проект, технико-экономические расчеты, сведения о вакантности земельного участка.
Из эскизного проекта следует, что проектом предполагается строительство автозаправочной станции для легковых автомобилей с жидким видом топлива на 2 колонки.
Согласно положениям пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков, акта выбора земельного участка должен был принять соответствующий ненормативный правовой акт, однако органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта: не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков; не утверждены схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; не оформлен акт о выборе земельного участка.
Мэрией г.о. Тольятти не были приняты последовательные решения в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта и предоставляемые в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам в границах полос отвода автомобильных дорог для размещения объектов дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, автомобильная дорога - линейный объект. Согласно пункту 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами.
Пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Положение об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, утверждено постановлением мэрии городского округа Тольятти от 22.04.2010 N 1027-п/1 (в редакции постановления мэрии г.о. Тольятти от 13.11.2010 N 3190-п/1).
Согласно указанному постановлению, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Постановлением от 22.04.2010 N 1027-п/1 определено, что земельные участки общего пользования - земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе: площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары)
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо предусмотрено размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги, которое должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определяет объект дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрена возможность предоставления земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса гражданам или юридическим лицам для размещения указанных объектов.
Выкопировка из опорного плана управления архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти, представленная ответчиком, содержит сведения о границах испрашиваемого земельного участка в иной конфигурации, чем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненном обществом с ограниченной ответственностью "Роспроект".
Схема расположения земельного участка, представленная заявителем в мэрию г.о. Тольятти с заявлением от 21.12.2010 содержит конфигурацию границ земельного участка, проектируемого заявителем в территориальной зоне улиц и дорог, которая не выходит за границы красных линий.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает указание в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Незаконное бездействие органа местного самоуправления и оспариваемый ненормативный акт нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуют реализации права общества на выбор и аренду земельного участка для размещения автозаправочной станции, с целью осуществления деятельности общества, указанной в учредительных документах общества и в сведениях о видах экономической деятельности, которыми занимается юридическое лицо.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
Доводам заявителя кассационной жалобы судом дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу N А55-5383/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает указание в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2011 г. N Ф06-9994/11 по делу N А55-5383/2011