г. Казань |
|
16 ноября 2011 г. |
Дело N А55-24810/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Коноплёвой М.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - Ксенофонтовой Е.Ю., доверенность от 15.11.2010 N 01/04-1481,
ответчика - Шамилиной Е.Ю., доверенность от 25.10.2011 N 1762,
третьего лица - 1) Кондраниной А.В., доверенность от 08.12.2010 N 141, 2) Котловой И.В., доверенность от 08.12.2010 N 145,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Панорама-Самара", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2011 (судья Бибикова Н.Д.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи: Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-24810/2010
по исковому заявлению главы городского округа Самара, г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871), г. Самара, закрытому акционерному обществу "Панорама-Самара" (ОГРН 1106319004505), г. Самара, о признании недействительным концессионного соглашения от 03.09.2010, применении последствий недействительности сделки,
встречному иску закрытого акционерного общества "Панорама-Самара" к главе городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании концессионного соглашения от 03.09.2010 действительным, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица муниципального предприятия городского округа Самара "Парки города Самары" (ОГРН 1076315005800), г. Самара, заявившего самостоятельное требование к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, закрытому акционерному обществу "Панорама-Самара" о признании недействительным концессионного соглашения от 03.09.2010, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Глава городского округа Самара (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент), закрытому акционерному обществу "Панорама-Самара" (далее - ЗАО "Панорама-Самара") о признании недействительным концессионного соглашения от 03.09.2010, заключенного между департаментом и ЗАО "Панорама-Самара" недействительным, применении последствий недействительности сделки в виде обязания департамента возвратить ЗАО "Панорама-Самара" полученную концессионную плату и обязания последнего возвратить департаменту полученное по концессионном у соглашению имущество:
- нежилое здание (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилое здание (литера Б) площадью 13,30 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилое здание (литера И) площадью 208,40 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилое здание площадью 99,70 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилое здание площадью 46,80 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилое здание (литера З) площадью 51,10 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2011 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие города Самары "Парки города Самары" (далее - МП "Парки города Самары").
МП "Парки города Самары" обратилось в Арбитражный суд Самарской области 02.03.2011 с самостоятельными требованиями относительно предмета спора и просило признать недействительным концессионное соглашение от 03.09.2010 и применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Заявлением от 29.03.2011 МП "Парки города Самары" уточнило требование и просило признать недействительным концессионное соглашение, применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде истребования из чужого незаконного владения ЗАО "Панорама-Самара" в пользу МП "Парки города Самары" имущества, полученного по концессионному соглашению, со ссылкой на положения статьей 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 МП "Парки города Самары" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
02.03.2011 ЗАО "Панорама-Самара" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с встречным иском к истцу и департаменту о признании действительным концессионного соглашения от 03.09.2010 и обязании Главы муниципального образования городской округ Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара снять обременения с объектов концессионного соглашения:
- нежилого здания (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания (литера Б) площадью 13,30 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания (литера И) площадью 208,40 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания площадью 99,70 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания площадью 46,80 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания (литера З) площадью 51,10 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н.
Заявлением от 29.03.2011 ЗАО "Панорама-Самара" в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило признать действительным оспариваемое концессионное соглашение.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2011 исковые требования истца удовлетворены частично, требования МП "Парки города Самары" удовлетворены полностью.
Концессионное соглашение от 03.09.2010, заключенное между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и ЗАО "Панорама-Самара" признано недействительным.
На департамент возложена обязанность возвратить ЗАО "Панорама-Самара" из муниципальной казны концессионную плату.
У ЗАО "Панорама-Самара" истребовано и передано МП "Парки города Самары" имущество, полученное по концессионному соглашению от 03.09.2010:
- нежилого здания (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания (литера Б) площадью 13,30 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания (литера И) площадью 208,40 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания площадью 99,70 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания площадью 46,80 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н;
- нежилого здания (литера З) площадью 51,10 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н.
В остальной части в удовлетворении исковых требований истцу отказано, в удовлетворении встречного иска ЗАО "Панорама-Самара" отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Панорама-Самара" просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, дело направить на новое рассмотрение.
Представители истца, департамента и МП "Парки города Самара" принятые судебные акты считают законными, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Представитель ЗАО "Панорама-Самара" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.06.2010 Департаментом управления имуществом городского округа Самара был издан приказ N 2123, согласно которому было предписано заключить концессионное соглашение в отношении имущества муниципального образования городского округа Самара, перечисленного в приложении N 1 к приказу, путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.
При этом в состав имущества, включаемого в концессионное соглашение, были внесены: нежилое здание (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, нежилое здание (литера Б) площадью 13,30 кв.м, нежилое здание (литера И) площадью 208,40 кв.м, нежилое здание площадью 99,70 кв.м, нежилое здание площадью 46,80 кв.м, нежилое здание (литера З) площадью 51,10 кв.м, расположенные по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н., а также подлежащее созданию недвижимое имущество (здания, сооружения): входная группа (кассы, турникеты, камеры хранения, информация, сувенирные магазины, служебные помещения, туалеты), административное здание (административные и технические помещения, туалеты), нежилые здания для размещения объектов питания (помещения кухни, технические помещения, помещения залов питания, туалеты), нежилые здания туалетов (помещения для посетителей, технические помещения), нежилые здания технического и вспомогательного назначения (технические помещения), нежилые здания - павильоны для крытых аттракционов (помещения для посетителей, технические помещения), нежилые здания паркинга (помещения для парковки, технические помещения), нежилые здания тематически оформленных вокзалов для аттракционов (помещения накопителей, турникеты, помещения для персонала, технические помещения), нежилые здания игровых автоматов (помещения для игровых автоматов, технические помещения, помещения для персонала), нежилые здания театров (помещение зала театра, помещения для персонала, технические помещения, административные помещения, туалеты), нежилые здания дискотек (помещение зала дискотеки, помещения для персонала, технические помещения, административные помещения, туалеты), нежилое здание боулинга (помещения игровых залов, технические помещения, помещения для персонала, туалеты), фундаменты под аттракционы, парковые дорожки и площадки, бассейны для водных аттракционов, системы освещения парка, системы энергоснабжения, системы водоснабжения, системы канализации, ограждения парка (внешние и внутренние), используемое для организации досуга и массового отдыха граждан.
Согласно конкурсной документации в условия концессионного соглашения было включено, что объекты недвижимости (нежилое здание (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, нежилое здание (литера Б) площадью 13,30 кв.м, нежилое здание (литера И) площадью 208,40 кв.м, нежилое здание площадью 99,70 кв.м, нежилое здание площадью 46,80 кв.м, нежилое здание (литера З) площадью 51,10 кв.м, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н.), передаваемые на условиях концессионного соглашения расположены на земельном участке площадью 349 192 кв.м с кадастровым номером 63:01:0712001:513, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию городской округ Самара, находящемся по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, ул. 22 партсъезда, ул. Стара-Загора, ул. Советской Армии. Указанные объекты подлежали реконструкции. Земельный участок предполагалось предоставить концессионеру по договору аренды, который подлежал заключению в течение 15 дней со дня подписания концессионного соглашения.
Технико-экономические показатели концессионного соглашения были сформулированы в приложении N 4 к приказу департамента.
В последующем в связи с протестом прокурора города Самары от 12.11.2010 приказ департамента от 09.06.2010 N 2123 был отменен приказом этого же департамента от 19.11.2010 N 4394.
В результате проведенного конкурса 27.08.2010 департаментом был издан приказ N 3059, в котором было предписано заключить с ЗАО "Панорама-Самара" концессионное соглашение в отношении имущества муниципального образования городского округа Самара, указанного в приложении N 1 к договору (идентично приложению N 1 к приказу от 09.06.2010 N 2123).
На основании вышеизложенного муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (концедент) и ЗАО "Панорама-Самара" (концессионер) 03.09.2010 подписали концессионное соглашение, по условиям которого концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, находящееся в собственности концедента, а также создать недвижимое имущество, право собственности на которое будет принадлежать концеденту и осуществлять последующую эксплуатацию реконструированного и созданного недвижимого имущества в соответствии с его целевым назначением. Состав и описание недвижимого имущества, подлежащего реконструкции и созданию в соответствии с соглашением (объект соглашения) приведены в приложениях N 3, 4 к соглашению.
В соответствии с разделом 2 соглашения его объектом являются недвижимое имущество, подлежащее реконструкции:
- нежилое здание (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м,
- нежилое здание (литера Б) площадью 13,30 кв.м,
- нежилое здание (литера И) площадью 208,40 кв.м,
- нежилое здание площадью 99,70 кв.м,
- нежилое здание площадью 46,80 кв.м,
- нежилое здание (литера З) площадью 51,10 кв.м,
расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н.; подлежащее созданию недвижимое имущество (здания, сооружения), объединяемое тематическим оформлением как объекты тематического парка аттракционов, используемое для организации досуга и массового отдыха граждан. При этом объект соглашения находится и будет находиться на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0712001:513, общей площадью 349 192 кв.м, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, ул. 22 партсъезда, ул. Стара-Загора, ул. Советской Армии, д. б/н, отнесенном к землям населенных пунктов, занимаемом парком, принадлежащим концеденту.
Согласно пункту 3 соглашения концедент гарантирует, что объект соглашения передается концессионеру свободным от прав третьих лиц и иных ограничений прав собственности концедента на указанный объект.
Пунктом 6 соглашения стороны предусмотрели необходимость государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование объектом соглашения.
Пунктом 10 соглашения стороны определили, что концессионер обязан реконструировать объект соглашения, состав, описание и технико-экономические показатели которого приведены в приложениях N 3, 6 к настоящему соглашению.
В соответствии с пунктом 22 соглашения стороны установили обязанность концедента подписать с концессионером договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0712001:513, общей площадью 349 192 кв.м, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, ул. 22 партсъезда, ул. Стара-Загора, ул. Советской Армии, д. б/н, на котором располагается и будет располагаться объект концессионного соглашения и который принадлежит концеденту на праве собственности.
Разделом IX соглашения стороны предусмотрели обязанность концессионера ежемесячно вносить концессионную плату в размере 500 000 руб. в месяц. Однако стороны по делу пояснили, что никаких платежей в оплату концессионного соглашения ЗАО "Панорама-Самара" в муниципальный бюджет не вносило.
Недвижимое имущество:
- нежилое здание (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м,
- нежилое здание (литера Б) площадью 13,30 кв.м,
- нежилое здание (литера И) площадью 208,40 кв.м,
- нежилое здание площадью 99,70 кв.м,
- нежилое здание площадью 46,80 кв.м,
- нежилое здание (литера З) площадью 51,10 кв.м.,
расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н, в соответствии с условиями заключенного концессионного соглашения были переданы департаментом ЗАО "Панорама-Самара" по акту приема-передачи от 03.09.2010.
В государственной регистрации соглашения на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области было отказано, поскольку пять из шести объектов концессионного соглашения в реестре имеют записи о праве хозяйственного ведения МП "Парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина", в связи с не представлением документов, подтверждающих заключение концессионного соглашения путем проведения конкурса на право заключения соглашения. Указанный отказ сторонами по делу не оспорен.
Право собственности муниципального образования г. Самара на недвижимое имущество, подлежащее передаче по концессионному соглашению:
- нежилое здание (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, нежилое здание (литера Б) площадью 13,30 кв.м,
- нежилое здание (литера И) площадью 208,40 кв.м,
- нежилое здание площадью 99,70 кв.м.,
- нежилое здание площадью 46,80 кв.м,
- нежилое здание (литера З) площадью 51,10 кв.м,
расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н, подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
Право собственности муниципального образования городской округ Самара на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0712001:513, общей площадью 349 192 кв.м, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, ул. 22 партсъезда, ул. Стара-Загора, ул. Советской Армии подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 29.09.2009.
Согласно кадастровому паспорту от 01.09.2009 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0712001:513, общей площадью 349 192 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, ул. 22 партсъезда, ул. Стара-Загора, ул. Советской Армии имеет разрешенное использование - "занимаемый парком", правообладателем земельного участка является муниципальное предприятие "Детский парк им. Ю. Гагарина", вид права - постоянное (бессрочное) пользование, документ, подтверждающий право - свидетельство о праве собственности от 25.10.1996 г.
Свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждено право хозяйственного ведения муниципального предприятия города Самары "Парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина" в отношении нежилого здания (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, нежилого здания (литера Б) площадью 13,30 кв.м, нежилого здания (литера И) площадью 208,40 кв.м, нежилого здания площадью 99,70 кв.м, нежилого здания (литера З) площадью 51,10 кв.м, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н.
Постановлением Главы г. Самары N 1357 от 26.09.1996 муниципальному предприятию "Детский парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина" предоставлен в постоянное пользование фактически занимаемый парком земельный участок площадью 32,0 га в границах улиц 22 партсъезда, Старо-Загоры, Советской Армии и Московского шоссе в Промышленном районе.
В исполнение указанного постановления 25.10.1996 муниципальному предприятию "Детский парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина" было выдано свидетельство о праве постоянного пользования на землю - фактически занимаемый парком земельный участок площадью 32,0 га в границах улиц 22 партсъезда, Старо-Загоры, Советской Армии и Московского шоссе в Промышленном районе.
На основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.06.2007 N 872 предписано реорганизовать муниципальные предприятия города Самара "Парк имени Щорса", "Парк культуры и отдыха им. 50 лет Октября", "Парк культуры и отдыха им. А.М. Горького", "Воронежские озера", "Парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина", "Городской парк культуры и отдыха "Молодежный", "Парк "Дружба", "Парк культуры и отдыха имени 30 лет Победы" в форме слияния в муниципальное предприятие городского округа Самара "Парки города Самары".
Проведенная реорганизации подтверждена выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.02.2011, Уставом МП "Парки города Самары".
14.01.2004 Комитетом по управлению имуществом города Самара и муниципальным предприятием города Самары "Парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина" был заключен договор N 000115Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, по условиям которого предметом являлось определение порядка использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепленного за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения согласно решению и приказам комитета от 13.05.1994 N 409, от 31.10.2003 N 841, от 08.12.2003 N 930. При этом в перечень имущества, находящегося на балансе муниципального предприятия (по состоянию на 01.01.2004), наряду с иным имуществом включены: здание автодрома, кассовый павильон, общественный туалет, складское помещение, хозяйственный корпус, являющиеся предметом спора в рассматриваемом деле.
Кроме того, согласно отчету по основным средствам за первое полугодие 2007 года к числу основных средств МП г. Самара "Парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина" отнесены здания, являющиеся предметом спора в рассматриваемом деле: здание автодрома (инв. N 000001, лит. И), кассовый павильон (инв. N 000003, лит. Д), общественный туалет (инв. N 000027), складское помещение (инв. N 000004, лит. Б), хозяйственный корпус (инв. N 000006, лит. АА1А2), уборная (инв. N 000457).
Согласно передаточному акту МП г. Самара "Парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина" передало, а МП "Парки города Самары" приняло активы и пассивы муниципального предприятия города Самара "Парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина". Передаточный акт утвержден приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.08.2007 N 1026.
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 4 статьи 3 Закона предусмотрено, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 15 статьи 3 Закона определено, что права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество.
Судом установлено, что шесть объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городской округ Самара и являющихся предметом концессионного соглашения, а именно: нежилое здание (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, нежилое здание (литера Б) площадью 13,30 кв.м, нежилое здание (литера И) площадью 208,40 кв.м, нежилое здание площадью 99,70 кв.м, нежилое здание площадью 46,80 кв.м, нежилое здание (литера З) площадью 51,10 кв.м, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Советской Армии, д. б/н находились на момент заключения концессионного соглашения и находятся в настоящее время на праве хозяйственного ведения у третьего лица - МП "Парки города Самары".
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, а пунктом 3 этой же статьи - что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Каких-либо доказательств, подтверждающих прекращение у МП "Парки города Самары" права хозяйственного ведения в отношении спорного имущества сторонами не представлено.
Таким образом, поскольку имущество, поименованное в концессионном соглашении в качестве объекта концессионного соглашения, а именно: нежилое здание (литера АА1А2) площадью 582,60 кв.м, нежилое здание (литера Б) площадью 13,30 кв.м, нежилое здание (литера И) площадью 208,40 кв.м, нежилое здание площадью 99,70 кв.м, нежилое здание площадью 46,80 кв.м, нежилое здание (литера З) площадью 51,10 кв.м, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул.Советской Армии, д. б/н не являются свободными от права хозяйственного ведения МУП "Парки города Самары", заключенное в отношении указанного имущества концессионное соглашение от 03.09.2010 противоречит требованиям пункта 4 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Более того, концессионным соглашением предписано заключение договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0712001:513, общей площадью 349 192 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, ул. 22 партсъезда, ул. Стара-Загора, ул. Советской Армии.
Однако из представленных в деле документов усматривается, что в отношении данного земельного участка зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за третьим лицом.
В силу статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Таким образом, и данное положение концессионного соглашения (в части необходимости заключения договора аренды в отношении земельного участка, права на который зарегистрированы за третьим лицом) противоречит действующему законодательству.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании изложенного концессионное соглашение от 03.09.2010 признано судом ничтожной сделкой, поскольку оно противоречит требованиям Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", статьям 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральному закону Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Требования истца и третьего лица о признании концессионного соглашения недействительным, судом удовлетворены, в удовлетворении встречного иска ЗАО "Панорама-Самара" о признании концессионного соглашения действительной сделкой отказано.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Правилами статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
На основании изложенного суд первой инстанции признал самостоятельное требование третьего лица об истребовании имущества из незаконного владения ЗАО "Панорама-Самара" обоснованным.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Отклоняя довод ЗАО "Панорама-Самара" об идентичности искового требования истца и требования третьего лица, как основания для отмены решения суда первой инстанции по процессуальным основаниям, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчик не сослался на норму закона, которая бы препятствовала третьему лицу заявить самостоятельное требование, совпадающее в какой-либо его части с требованием истца. Довод ответчика об идентичности требований истца (по первоначальному иску) и третьего лица ошибочны, противоречит фактическому содержанию самих требований Главы городского округа Самара и МП "Парки города Самары".
Отклоняя довод ответчика о том, что договор заключенный на торгах не может быть признан недействительным, без признания недействительными самих торгов, апелляционный суд исходил из того, что нормы ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации такого запрета не содержат.
Таким образом, доводы ЗАО "Панорама-Самара" были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по кассационной жалобе относится на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2011, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по делу N А55-24810/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
К.Р. Гарифуллина |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
На основании изложенного суд первой инстанции признал самостоятельное требование третьего лица об истребовании имущества из незаконного владения ЗАО "Панорама-Самара" обоснованным.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Отклоняя довод ЗАО "Панорама-Самара" об идентичности искового требования истца и требования третьего лица, как основания для отмены решения суда первой инстанции по процессуальным основаниям, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчик не сослался на норму закона, которая бы препятствовала третьему лицу заявить самостоятельное требование, совпадающее в какой-либо его части с требованием истца. Довод ответчика об идентичности требований истца (по первоначальному иску) и третьего лица ошибочны, противоречит фактическому содержанию самих требований Главы городского округа Самара и МП "Парки города Самары".
Отклоняя довод ответчика о том, что договор заключенный на торгах не может быть признан недействительным, без признания недействительными самих торгов, апелляционный суд исходил из того, что нормы ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации такого запрета не содержат."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 ноября 2011 г. N Ф06-9243/11 по делу N А55-24810/2010