г. Казань |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А06-2473/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителей (до перерыва):
ответчика - Бикмаева А.Д. (директор, распоряжение от 04.05.2007 N 81-р), Ткачевой О.Н. (доверенность от 08.09.2010 б/н),
(после перерыва):
истца - Приписнова И.И. (доверенность от 14.01.2011 N 30 АВ 055127),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Электросети" муниципального образования "Город Нариманов"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.07.2011 (судья Рыбников А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Антонова О.И., Камерилова В.А.)
по делу N А06-2473/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго", г. Астрахань (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) к муниципальному унитарному предприятию "Электросети" муниципального образования "Город Нариманов" (ИНН 3008011105, ОГРН 1063024019772) об урегулировании разногласий по договору,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Электросети" муниципального образования "Город Нариманов" (далее - МУП "Электросети", ответчик) о разрешении разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.12.2010.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 12.07.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МУП "Электросети" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что введение полного ограничения режима потребления электрической энергии жилого фонда со стороны МУП "Электросети" невозможно, так как у собственников многоквартирных домов, относившихся ранее к обществу с ограниченной ответственностью "МастерКом", заключены напрямую договоры электроснабжения с открытым акционерным обществом "Астраханская энергосбытовая компания", введение полного ограничения режима потребления электрической энергии жилого фонда должен производить гарантирующий поставщик - открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания".
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв с 08.11.2011 до 09 часов 10 минут 15.11.2011.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ОАО "МРСК Юга" направило в адрес МУП "Электросети" оферту договора на оказание услуг по передаче электрической энергии от 16.12.2010, предметом которого является передача электрической энергии от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу через технические устройства электрических сетей в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Ответчик подписал договор с протоколом разногласий, в котором предложил свою редакцию пунктов 2.5.6, 3.2.6, 3.2.7, 3.5.23 раздела 4, пункта 7.1 договора.
Истец подписал протокол разногласий с протоколом урегулирования разногласий, в котором указал свои предложения по вышеназванным пунктам. Протокол урегулирования разногласий ответчик не подписал.
В связи с возникшими разногласиями истец обратился в арбитражный суд с иском, в котором просил принять пункты 2.5.6, 3.2.6, 3.2.7, 3.5.23 раздела 4, пункт 7.1 в своей редакции.
Пункт 2.5.6: По заявке заказчика, либо по заявкам гарантирующих поставщиков (ГП), энергосбытовых организаций (ЭСО) производит в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электроэнергии потребителям, иным владельцам энергооборудования, непосредственно присоединенных к электрическим сетям исполнителя, либо присоединенных через бесхозяйные сети.
Пункт 3.2.6: Направлять исполнителю обязательные для исполнения заявки на введение ограничения потребителя (ей) и возобновление режима энергопотребления в соответствии с условиями настоящего договора.
Пункт 3.2.7: Осуществлять контроль за исполнением исполнителем заявок ГП (ЭСО) на введение режима ограничения (возобновления) потребления электрической энергии, в том числе при расторжении договора энергоснабжения или договора оказания услуг по передаче электроэнергии в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего договора.
Пункт 3.5.23: Выполнять заявки ГП (ЭСО) и заказчика по полному и (или) частичному ограничению режима потребления электрической энергии потребителям ГП (ЭСО) и по возобновлению их электроснабжения в порядке, предусмотренном настоящим договором.
Раздел 4: Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Пункт 7.1: В целях распределения ответственности сторон в случаях возникновения споров, связанных с возмещением ущерба, причиненного любым третьим лицам, стороны устанавливают следующие зоны ответственности: Зона ответственности заказчика: а) направление заказчиком исполнителю необоснованной заявки, инициатором которой является заказчик, на введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителя (ССО);
б) отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями на границе балансовой принадлежности заказчика, принятыми в соответствии с действующими нормативными и нормативно-техническими актами.
Зона ответственности исполнителя:
а) не предусмотренное договором полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии потребителям (ССО), в том числе сверх сроков, определенных категорией надежности снабжения схемы внешнего электроснабжения;
б) нарушение Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики;
в) нарушение установленного порядка полного и (или) частичного ограничения/возобновления режима подачи потребления электроэнергии;
г) отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с действующими нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами;
д) нарушение электроснабжения в случае технологических нарушений в сетях исполнителя, повлекшее прекращение подачи электроэнергии, в том числе, сверх сроков, указанных в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Ответчик в протоколе разногласий к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.12.2010 предложил следующие условия пунктов 2.5.6, 3.2.6, 3.2.7, 3.5.23 раздела 4 и пункта 7.1.
Пункт 2.5.6: По заявке заказчика действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электроэнергии потребителям, присоединенного к электрическим сетям исполнителя, либо присоединенного через бесхозяйные сети, производит исполнитель, а отключение жилого фонда производит гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), так как у последней напрямую заключены договоры с потребителями, действия производятся совместно с представителями исполнителя, доступ к энергоустановкам обеспечивается исполнителем.
Пункт 3.2.6: Исполнитель производит введение ограничения режима потребления по заявкам гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а гарантирующий поставщик (энергосбытовая компания) обязуется производить ограничение режима потребления) жилого фонда, так как у последней напрямую заключены договоры с потребителями, действия производятся совместно с представителями исполнителя, доступ к энергоустановкам обеспечивается исполнителем.
Пункт 3.2.7: Осуществлять контроль за исполнением исполнителем заявок ГП (ЭСО) на введение режима ограничения (возобновления) потребления электрической энергии, а отключение жилого фонда производит гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), так как у последней напрямую заключены договоры с потребителями, действия производятся совместно с представителями исполнителя, доступ к энергоустановкам обеспечивается исполнителем.
Пункт 3.5.23: Выполнять заявки ГП (ЭСО) и заказчика по полному и (или) частичному ограничению режима потребления электрической энергии потребителям ГП (ЭСО) и по возобновлению их электроснабжения, кроме жилого фонда, а отключение жилого фонда производит гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), так как у последней напрямую заключены договоры с потребителями, действия производятся совместно с представителями исполнителя, доступ к энергоустановкам обеспечивается исполнителем.
Раздел 4: Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с Правилами N 861, Правилами N 530, кроме жилого фонда, а отключение жилого фонда производит гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), так как у последней напрямую заключены договоры с потребителями, действия производятся совместно с представителями исполнителя, доступ к энергоустановкам обеспечивается исполнителем.
Пункт 7.1: В целях распределения ответственности сторон в случаях возникновения споров, связанных с возмещением ущерба, причиненного любым третьим лицам, стороны устанавливают следующие зоны ответственности: Зона ответственности заказчика:
а) направление заказчиком исполнителю необоснованной заявки, инициатором которой является заказчик, на введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителя (ССО);
б) отклонение показателей качества электроэнергии от величин установленных обязательными требованиями на границе балансовой принадлежности заказчика, принятыми в соответствии с действующими нормативными и нормативно-техническими актами.
Зона ответственности исполнителя: а) не предусмотренное договором полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии потребителям (ССО), в том числе сверх сроков, определенных категорией надежности снабжения схемы внешнего электроснабжения; б) нарушение Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики;
в) нарушение установленного порядка полного и (или) частичного ограничения/возобновления режима подачи потребления электроэнергии, кроме жилого фонда, а отключение жилого фонда производит гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), так как у последней напрямую заключены договоры с потребителями, действия производятся совместно с представителями исполнителя, доступ к энергоустановкам обеспечивается исполнителем;
г) отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с действующими нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами;
д) нарушение электроснабжения в случае технологических нарушений в сетях исполнителя, повлекшее прекращение подачи электроэнергии, в том числе, сверх сроков, указанных в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правила N 530 предусматривают возможность ограничения режима потребления электроэнергии по инициативе лиц, перед которыми потребителем не исполнены обязательства по договору.
Так, в соответствии с пунктом 171 Правил N 530 ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору, при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.
Пунктом 172 Правил N 530 установлено, что фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя.
Как правильно отмечено судами, из содержания данной нормы следует, что действующим законодательством не предусмотрены исключения, касающиеся установления лиц, обязанных осуществлять действия по ограничению режима потребления электрической энергии потребителями, в зависимости от категории последних.
Именно на сетевую организацию, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство потребителя, возлагается обязанность по проведению мероприятий о введении ограничения режима потребления электрической энергии в установленных законом случаях и с соблюдением соответствующего порядка, в том числе в отношении жилого фонда.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришли к правильному выводу о том, что предложенные истцом условия спорных пунктов договора соответствуют установленным данными нормами правилам, не отменяют действие пункта 168 Положений и не противоречат ему.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судебных инстанций не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 по делу N А06-2473/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
...
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2011 г. N Ф06-9714/11 по делу N А06-2473/2011