г. Казань |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А72-8541/2007 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Богдановой Е.В.,
судей Сабирова М.М., Аглиуллиной Ф.Г.,
при участии:
арбитражного управляющего Саенкова Александра Николаевича, лично, паспорт,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск
на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2011 (судья Модонова Н.А)
по делу N А72-8541/2007
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, г. Ульяновск, о признании Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Заволжский Дом Быта", г. Ульяновск (ИНН 7328002795) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.03.2008 по заявлению Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России, уполномоченный орган) Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Заволжский Дом Быта" (далее - должник, Ульяновское МУП "Заволжский Дом Быта") признано несостоятельным (банкротом) по правилам параграфа 2 Главы ХI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден Шишкин Роман Леонидович.
Определением суда от 29.04.2009 Шишкин Р.Л. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Ульяновского МУП "Заволжский Дом Быта", новым конкурсным управляющим должника утвержден Саенков Александр Николаевич (определение суда от 14.05.2009).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2011 конкурсное производство в отношении Ульяновского МУП "Заволжский Дом Быта" завершено в соответствии со статьями 147, 149 Закона о банкротстве.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФНС России обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение от 27.04.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Согласно доводам апелляционной жалобы определение о завершении конкурсного производства препятствует возможности рассмотрения по существу жалоб и заявлений ФНС России (по оспариванию торгов по продаже имущества должника), принятых Арбитражным судом Ульяновской области к производству до вынесения определения о завершении конкурсного производства в отношении должника и имеющих юридически значимые последствия для рассмотрения ходатайства конкурсного управляющего о завершении конкурсного производства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции арбитражный управляющий Саенков А.Н. полагает подлежащим прекращению производство по кассационной жалобе уполномоченного органа.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, пришла к выводу о наличии оснований для прекращения производства по кассационной жалобе в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий должника Саенков А.Н. 18.03.2011 обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с ходатайством о завершении конкурсного производства, представив отчет о результатах проведения конкурсного производства в отношении Ульяновского МУП "Заволжский Дом Быта", отчет об использовании денежных средств должника, ликвидационный баланс на 01.03.2011, реестр требований кредиторов Ульяновского МУП "Заволжский Дом Быта", акт приема-передачи документов по личному составу.
Рассмотрев представленные конкурсным управляющим Ульяновского МУП "Заволжский Дом Быта" отчеты, суд первой инстанции вынес определение о завершении конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения (пункт 3 статьи 149 Закона о банкротстве).
Как следует из имеющихся в деле доказательств, запись о ликвидации Ульяновского МУП "Заволжский Дом Быта" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.05.2011 за государственным регистрационным номером 2117328019059, о чем выдано свидетельство серии 73 N 002209821 от 12.05.2011.
В соответствие с пунктом 4 статьи 149 Закона о банкротстве с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, что предусмотрено пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Исходя из пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Факт исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц, с учетом выводов, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", препятствует рассмотрению кассационной жалобы на определение суда первой инстанции. С даты внесения в Единый государственный реестр записи о ликвидации должника конкурсное производство в силу пункта 4 статьи 149 Закона о банкротстве считается завершенным, что влечет прекращение производства по всем разногласиям, заявлениям, ходатайствам и жалобам, поданным в деле о банкротстве, и не может рассматриваться нарушением права на судебную защиту (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N 165-О-О).
В соответствии со статьей 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить обжалуемые судебные акты без изменения, отменить или изменить судебные акты с принятием нового решения, отменить или изменить судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение.
При исключении должника - юридического лица, из Единого государственного реестра юридических лиц отмена определения суда о завершении конкурсного производства невозможна, так как закон не предусматривает проведения процедур банкротства в отношении лиц, утративших правоспособность.
Следовательно, с учетом пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ и выводов, изложенных в пункте 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" производство по кассационной жалобе на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2011 подлежит прекращению.
Лица, чьи законные права и интересы нарушены исключением должника из Единого государственного реестра юридических лиц, вправе оспорить законность совершения регистрационных действий. Данный спор подлежит рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ и не может быть разрешен в данном судебном заседании.
Удовлетворение заявления о незаконности действий государственного органа при исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц, и аннулирование соответствующей записи в реестре может явиться основанием для пересмотра определения о прекращении производства по кассационной жалобе по вновь открывшимся обстоятельствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, части 2 статьи 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по кассационной жалобе Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2011 по делу N А72-8541/2007 прекратить.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке статей 188, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения определения.
Председательствующий судья |
Е.В. Богданова |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2011 г. N Ф06-10364/11 по делу N А72-8541/2007
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2011 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10364/11
14.07.2011 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-8541/07
23.05.2011 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-8541/07
27.04.2011 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-8541/07