г. Казань |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А55-27324/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Герасимовой Е.П.,
при участии:
заявителя - Никитиной О.В. (доверенность от 30.03.2011 б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Захарова Е.И.)
по делу N А55-27324/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара (ИНН 6311012419, ОГРН 1026300520355) к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия выразившегося в неутверждении паспортов маршрутов перевозчиком, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара, путем утверждения паспортов маршрутов, с участием третьих лиц: Ассоциации "Межрегиональный автотранспортный союз", г. Самара (ИНН 6316094599, ОГРН 1046300569380) Министерства транспорта Российской Федерации, г. Москва, некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз, г. Москва (ИНН 7706194505, ОГРН 1037739736506),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - общество, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области") к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в неутверждении паспортов маршрутов перевозчиком, по которым выступает ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области": Самара-Кисловодск, Самара-Сочи, Самара-Николаевка, Самара-Оренбург, Самара-Лениногорск (через Исаклы, Шенталу, Клявлино), Самара-Йошкар-Ола, Самара-Бузулук, Самара-Лениногорск (через Шенталу), Самара-Казань (через Чистополь), Самара-Казань (через Базарные Матаки), об обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" путем утверждения паспортов названных маршрутов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 решение первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судам норм права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на основании лицензии. В целях расширения сферы деятельности обществом было принято решение о приобретении дополнительного подвижного состава для организации новых межрегиональных автобусных маршрутов.
В соответствии с пунктом 9 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - порядок) после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Порядок и последовательность оформления документации на открытие и переоформление действующих маршрутов, а также взаимодействия при этом с инициаторами открытия регулярных маршрутов, перевозчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены Методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, утвержденными Российским автотранспортным союзом и согласованными Министерством транспорта Российской Федерации 16.10.2003 (далее - методические рекомендации).
Согласно пунктам 2.3, 2.4 Методических рекомендаций после получения согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации паспорт маршрута, расписание движения автобуса с сопроводительным письмом направляются ассоциацией (союзом) в ассоциации (союзы) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расписаниями предусматриваются остановочные пункты маршрута. Ассоциации (союзы), получив материалы, представляют на согласование паспорт маршрута в органы исполнительной власти своих субъектов Российской Федерации и о принятом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решении сообщают в ассоциации (союзы) по месту регистрации инициатора (перевозчика) или по месту начального (конечного) пункта отправления автобуса.
После согласования паспортов со всеми заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых будут проходить и заканчиваться автобусные маршруты, общество через ассоциацию "Межрегиональный автотранспортный союз" направило их на утверждение в министерство.
Все документы были получены министерством 27.08.2010, о чем свидетельствуют почтовые уведомления и описи вложения в ценные письма.
В соответствие с подпунктами 10, 11 Порядка согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику. На выполнение всех работ, связанных с открытием регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, отводится не более двух месяцев со дня поступления документов от перевозчика. Однако, в нарушение установленных порядком положений, министерство до момента вынесения судом первой инстанции решения не направило в адрес заявителя ответа на представленные документы.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что проявленное министерством бездействие, выразившееся в неутверждении паспортов новых межрегиональных маршрутов, является незаконным, так как противоречит порядку, утвержденному приказам Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 и препятствует осуществлению ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" хозяйственной деятельности по осуществлению пассажирских перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ установление бездействия государственного органа и нарушение этим прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является основанием для признания указанного бездействия незаконным.
Таким образом, судами обоснованно удовлетворены требования общества.
Иные доводы министерства по кассационной жалобе аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Данным доводам дана оценка апелляционным судом. Основания для переоценки выводов апелляционного суда отсутствуют.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены. Судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по делу N А55-27324/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - порядок) после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Порядок и последовательность оформления документации на открытие и переоформление действующих маршрутов, а также взаимодействия при этом с инициаторами открытия регулярных маршрутов, перевозчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены Методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, утвержденными Российским автотранспортным союзом и согласованными Министерством транспорта Российской Федерации 16.10.2003 (далее - методические рекомендации).
...
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что проявленное министерством бездействие, выразившееся в неутверждении паспортов новых межрегиональных маршрутов, является незаконным, так как противоречит порядку, утвержденному приказам Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 и препятствует осуществлению ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" хозяйственной деятельности по осуществлению пассажирских перевозок."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф06-9789/11 по делу N А55-27324/2010