Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф06-10738/11 по делу N А55-4818/2011
г. Казань
06 декабря 2011 г.
Дело N А55-4818/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Осипова А.Н., директора, протокол от 07.09.2011 N 6, Мадюковой О.Ф., доверенность от 01.07.2011 N 12,
ответчика - Капранова Р.А., доверенность от 25.11.2011 N 26,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Счетной палаты Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А55-4818/2011
по заявлению некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области", г. Самара, к Счетной палате Самарской области, г. Самара, о признании незаконным предписания от 17.03.2011 N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом) о признании незаконным предписания Счетной палаты Самарской области (далее - Счетная палата) от 17.03.2011 N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб., Фонду в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011 в удовлетворении заявления Фонд отказано, поскольку заявителем не было оспорено представление Счетной палаты Самарской области, которое было направлено заявителю до вынесения оспариваемого предписания и не было исполнено заявителем.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению апелляционного суда, в материалы дела не представлено доказательств нарушения Фондом пунктов 1, 3 Порядка, на что было указано в акте проверки Счетной палаты; порядок и сроки рассмотрения предписания были соблюдены.
Счетная палата обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Проверив законность обжалованного судебного акта в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебных актов, поскольку выводы судебных инстанций являются недостаточно обоснованными, основанными на неполном исследовании обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании решения Комитета по промышленности, связи и торговле Самарской Губернской Думы от 15.06.2010 N 408 (письмо от 17.06.2010 N 5.4-04.05/3799) и решения коллегии Счетной палаты от 15.07.2010 N 44 Счетной палатой проведена проверка по использованию средств областного бюджета.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение пунктов 1 и 3 Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.08.2008 N 325 (далее - Порядок), Фондом, в том числе, необоснованно предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета на возмещение расходов по проекту "Информационный город" в сумме 15 000 000 руб.
По результатам проверки Фонду было направлено представление от 10.11.2010 N 4.1-14/684 с предложением произвести возврат в доход областного бюджета необоснованно предоставленную субсидию в размере 15000000 руб.
В связи с непринятием мер по возврату в доход областного бюджета необоснованно предоставленной субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" в сумме 15000000 рублей, заинтересованным лицом - Счетной палатой, вынесено предписание от 17.03.2011 N 02.01-14/182, согласно которого заявитель обязывался вернуть в доход областного бюджета 15 000 000 руб., необоснованно Фондом в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" и сообщить в письменной форме в Счетную палату Самарской области до 15 апреля 2011 года о принятых мерах.
Не согласившись с вынесенным предписанием и считая его незаконным и нарушающим его права, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, либо юридического лица (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При этом обязанность доказывания законности принятого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В обоснование заявленных требований Счетная палата ссылается на то обстоятельство, что по результатам акта проверки использования Фондом средств областного бюджета, составленного на основе экспертизы, в нарушение пунктов 1 и 3 Порядка, Фондом была оказана поддержка проекту в виде субсидий, по которому результаты выполненных работ не являются инновационной продукцией, в связи с чем допущено нецелевое использование бюджетных средств.
Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
К правоотношениям, связанным с выделением и использованием бюджетных средств, применяются нормы бюджетного законодательства, что не было учтено судами при рассмотрении дела.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
В силу статьи 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Из указанного определения следует, что неэффективным (нерезультативным) использованием бюджетных средств является недостижение заданного результата (по объему и (или) качеству) при использовании запланированного объема средств, а также достижение результата с большими, чем это было возможно, затратами.
Счетная палата, в силу предоставленных ей полномочий, выявляет факты недостижения установленных программой целей, то есть цель, на которую были выделены и израсходованы бюджетные средства.
С учетом доводов Счетной палаты, Фондом допущено нецелевое использование бюджетных средств, при этом выводы сделаны на основании заключений экспертизы, которые являются неоднозначными, без учета требований статьи 289 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 БК РФ).
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, на основании каких показателей и какой методикой оценки эффективности использования бюджетных средств, кроме выводов экспертизы, руководствовалась Счетная палата.
Судами не было выяснено, были ли освоены бюджетные средства, выделенные Фондом в форме субсидий на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город".
Учитывая изложенное, суду при новом рассмотрении дела рассмотреть вопрос о необходимости привлечения к участию в рассмотрении настоящего дела главного распорядителя бюджетных средств Фонда в качестве заинтересованного лица и рассмотреть дело с учетом вышеизложенных доводов кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, с учетом части 2 статьи 287 АПК РФ, судебная коллегия считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Учитывая, что постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, отмене подлежат судебные акты первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 по делу N А55-4818/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
Е.П. Герасимова
С.В. Мосунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
В силу статьи 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
...
С учетом доводов Счетной палаты, Фондом допущено нецелевое использование бюджетных средств, при этом выводы сделаны на основании заключений экспертизы, которые являются неоднозначными, без учета требований статьи 289 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 БК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф06-10738/11 по делу N А55-4818/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1092/13
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1092/13
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7178/12
20.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6140/12
05.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4818/11
06.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10738/11
30.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8484/11