30 августа 2011 г. |
Дело N А55-4818/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" - (до и после перерыва) исполнительного директора Осипова А.Н. (протокол собрания от 23 августа 2006 года N 1), представителей Радаева А.Г. (доверенность от 16 августа 2011 года N 17), Мадюковой О.Ф. (доверенность от 16 августа N 18),
от счетной палаты Самарской области - (до и после перерыва) представителей Капранова Р.А. (доверенность от 22 апреля 2011 года N 2), Морозова Д.А. (доверенность от 22 апреля 2011 года N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании 17-24 августа 2011 года апелляционную жалобу некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2011 года по делу N А55-4818/2011, судья Стенина А.В., принятое по заявлению некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области", г. Самара, к счетной палате Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным предписания от 17 марта 2011 года N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" (далее - заявитель, фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом, о признании незаконным предписания счетной палаты Самарской области от 17 марта 2011 года N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб., предоставленных некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2011 года в удовлетворении заявления фонда отказано на том основании, что заявителем не было оспорено представление счетной палаты Самарской области, которое было направлено заявителю до вынесения оспариваемого предписания и не было исполнено заявителем.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, предписание счетной палаты Самарской области от 17 марта 2011 года N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб., необоснованно предоставленных фондом в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город", признать незаконным, ссылаясь на его несоответствие законодательству.
В судебном заседании представители фонда поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт, заявленные фондом требования удовлетворить.
Представители счетной палаты Самарской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17 августа 2011 года объявлялся перерыв до 17 час 45 мин 24 августа 2011 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 24 августа 2011 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, счетной палатой Самарской области на основании решения комитета по промышленности, связи и торговле Самарской Губернской Думы от 15 июня 2010 года N 408 (письмо от 17 июня 2010 года N 5.4-04.05/3799) и решения коллегии счетной палаты от 15 июля 2010 года N 44 аудиторами счетной палаты Самарской области проверено использование заявителем средств областного бюджета.
В результате проверки счетной палатой Самарской области было установлено, что заявителем была необоснованно предоставлена субсидия на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" за счет средств областного бюджета в сумме 15 000 000 рублей (л.д.38-61).
Как следует из пункта 2 представления от 10 ноября 2010 года N 4.1-14/684 счетной палаты, в 2008 году фондом за счет средств областного бюджета необоснованно предоставлена субсидия в сумме 15 000 000 руб. ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город". Поддержка была оказана проекту, по которому результаты выполненных работ не являются инновационной продукцией.
В акте от 25 октября 2010 года, составленном счетной палатой Самарской области по результатам проверки фонда, (т.38-61) указано следующее: В целях реализации соглашения от 05 сентября 2008 года N 214 между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и заявителем о порядке предоставления субсидии за счет средств областного бюджета фондом проведен областной конкурс среди малых инновационных предприятий и коллективов разработчиков на реализацию инновационных проектов, в ходе которого был подтвержден целевой характер расходов, понесенных ОАО "Самара-Интернет" в связи с выполнением работ по инновационному проекту "Информационный город". В результате указанный проект признан победителем конкурса (протокол заседания от 12 декабря 2008 года N 31) с предоставлением субсидии за счет областного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в размере 15 000 000 руб. При этом в акте указано, что материалы экспертизы, представленной на рассмотрение конкурсной комиссии не подтвердили инновационность проекта. Так, согласно научно-технической экспертизе проект не несет в себе ничего принципиально нового в плане теории создания и развития компьютерных сетей и маркетинговых, бизнес и экономических исследований. Согласно маркетинговому экспресс анализу проект является проектом местного значения, не масштабируемым даже за пределами Самары, не говоря уже о Самарской области. Проект не способен обеспечить норму прибыльности, характерную для венчурных проектов. Учитывая выводы экспертов, представленные в рамках данного проекта, результаты выполненных работ не являются инновационной продукцией.
В акте также указано на то, что проект был также допущен к участию в областном конкурсе по предоставлению займов с реализацией второго этапа и признан его победителем с размером займа 7 000 000 руб. (протокол заседания комиссии от 09 октября 2009 года N 41). Проведенная в рамках конкурса экспертиза показала, что разработчики проекта не учли все замечания экспертов по первому этапу работ. Так, научно-техническая экспертиза по-прежнему не усматривает в проекте принципиально новых подходов в плане теории создания и развития компьютерных сетей, то есть не подтверждает научно-техническую новизну проекта. Экономическая экспертиза рекомендует воздержаться от поддержки проекта в представленном виде в связи с ненадежностью исходных данных проекта в условиях неопределенности сложившейся экономической ситуации, что свидетельствует об отсутствии критерия коммерциализуемости проекта (выпуск конкурентоспособной продукции в результате реализации проектов и быстрый выход этой продукции на внешний и внутренний рынки). Несмотря на дважды отрицательное заключение экспертизы, фонд оказывает рассматриваемому проекту финансовую поддержку и заключает с разработчиками проекта "ОАО "Самара-Интернет" договор займа от 29 октября 2009 года N 7. По состоянию на 01 июля 2010 года организации перечислено 2 809 000 руб.
При этом заявителю вменено в вину нарушение пунктов 1 и 3 "Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20 августа 2008 года N 325 (далее - Порядок).
В соответствии с п.1 Порядка настоящий Порядок регламентирует предоставление в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на возмещение понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий (далее - субсидии).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (далее - претенденты), соответствующим следующим критериям: признание представленного претендентом проекта лучшим на конкурсе, предусмотренном программой (далее - конкурсный проект); наличие у претендента опыта работы в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий не менее 2 лет; отсутствие у претендента задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Субсидии не предоставляются претендентам, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством осуществляются процедуры ликвидации, реорганизации, банкротства, а также деятельность которых приостановлена в установленном действующим законодательством порядке.
По результатам проверки фонду счетная палата Самарской области направила представление от 10 ноября 2010 года N 4.1-14/684 с предложением произвести возврат в доход областного бюджета необоснованно предоставленную субсидию в размере 15 000 000 рублей (л.д.63-66).
В связи с непринятием мер по возврату в доход областного бюджета необоснованно предоставленной субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" в сумме 15 000 000 рублей, счетной палатой Самарской области вынесено предписание N 02.01-14/182 от 17 марта 2011 года, которым заявитель обязывался вернуть в доход областного бюджета 150000000 рублей, необоснованно предоставленных в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" и сообщить в письменной форме в счетную палату Самарской области до 15 апреля 2011 года о реализации принятых мер (л.д.37).
В соответствии со ст.22 Закона Самарской области от 26 февраля 2009 года N 16-ГД "О Счетной палате Самарской области" счетная палата по результатам проведенных контрольных мероприятий направляет руководителям государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области и руководителям иных проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного Самарской области ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях. Представление счетной палаты утверждается решением коллегии Счетной палаты. Представление счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 рабочих дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации счетная палата уведомляется незамедлительно.
Статьей 23 того же Закона Самарской области предусмотрено, что при выявлении в проверяемых организациях нарушений, наносящих Самарской области прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий счетная палата имеет право давать руководителям государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области и руководителям иных проверяемых организаций предписания. Предписания счетной палаты утверждаются решением коллегии Счетной палаты. Предписание счетной палаты может быть отменено или изменено по решению коллегии Счетной палаты. Предписание счетной палаты может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, основанием для вынесения счетной палатой предписания являются следующие обстоятельства: 1) выявление в проверяемых организациях нарушений, наносящих Самарской области прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, 2) умышленное или систематическое несоблюдение порядка и сроков рассмотрения представлений счетной палаты, 3) создание препятствий для проведения контрольных мероприятий.
Как видно из текста оспариваемого предписания, основанием для его выдачи явилось непринятие мер, предложенных в представлении от 10 ноября 2010 года N 4.1-14/684 счетной палаты по возврату в доход областного бюджета необоснованной предоставленной субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" в сумме 15 000 000 руб.
Между тем в материалы дела не представлено доказательств того, что заявителем были допущены нарушения положений пунктов 1, 3 Порядка, на что было указано в акте проверки счетной палаты Самарской области.
Конкурсная комиссия, состоящая из научных работников, экспертов, руководителей предприятий инновационной структуры, является уполномоченным органом по решению вопросов о признании проектов инновационными и поддержке их финансирования. Представленный заявителем проект "Информационный город" был признан лучшим на конкурсе, проведенным в соответствии с Программой развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008-2015 годы, утвержденной Законом Самарской области от 12 декабря 2007 года N 154-ГД. Доказательств обратного (в том числе признания результатов конкурса незаконными) счетная палата Самарской области не представила.
На основании решений конкурсной комиссии фонд заключил договор о передаче денежных средств разработчику проекта ОАО "Самара-Интернет". Главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на поддержку инновационной деятельности, является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. При этом денежные средства по указанной статье расходов министерства предусмотрены бюджетом Самарской области, утвержденным в установленном порядке.
Выводы, сделанные в акте проверки счетной палаты, о том, что фонд оплатил расходы разработчику проекта "ОАО "Самара-Интернет", несмотря на дважды отрицательное заключение экспертизы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в экспертизах, на которые ссылается счетная палата Самарской области, отрицательных выводов относительно проекта "Информационный город" не содержится.
Так, согласно выводам научно-технологической экспертизы проекта "Информационный город" от заявителя ОАО "Самара-Интернет" "в целом можно сделать общий вывод, что технологически проект реализуем, технический уровень его проработки в целом соответствует современному научно-техническому уровню, а, значит, в принципе, проект может быть профинансирован из бюджета при условиях проведения вышеупомянутых дополнительных исследований и стабильной экономической ситуации". ((т.2, л.д.9)
Исходя из общего заключением по проекту по результатам экономической экспертизы "данный проект проработан на среднем уровне (средневзвешенная оценка 5,83 из 10). (т.2, л.д.12)
Вывод маркетингового экспресс-анализа "Информационный город": "Данный проект является проектом местного значения, не масштабируемым (исходя из бизнес-плана) даже за пределами Самары, не говоря уже о Самарской области. Этот проект, безусловно, реализуем и будет приносить прибыль. Однако вряд ли он способен обеспечить норму прибыльности, характерную для венчурных проектов" (т.2, л.д.35).
В соответствии со ст.2 Закона Самарской области от 09 ноября 2005 года N 198-ГД "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области" в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
инновационная деятельность - деятельность, направленная на поиск, создание и использование научных и (или) научно-технических результатов в технологических процессах, товарах, услугах, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, при условии создания и (или) использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности;
инновации (нововведение) - результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации;
инновационный проект - система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной проблемы, связанной с созданием и реализацией инновации, и включающих документацию по технико-экономическому, правовому и организационному обоснованию, сведения о целях, этапах реализации, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта.
Из вышеприведенных выводов экспертиз проекта "Информационный город" не следует однозначный вывод о том, что он не является инновационным и не содержит инноваций (нововведений).
Предусмотренное пунктом 1 Порядка целевое назначение субсидий (на возмещение понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий) заявителем было соблюдено.
Суд первой инстанции с учетом того, что представление N 4.1-14/684 от 10 ноября 2010 года заявителем не оспорено, а выдача предписания прямо предусмотрена законом при неисполнении или ненадлежащем исполнении представления, не усмотрел оснований признания предписания незаконным.
Между тем данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении норм материального права.
Как указано выше, предписание может быть выдано счетной палатой в случае нарушения сроков и порядка рассмотрения представления. Однако ст.23 Закона Самарской области "О Счетной палате Самарской области" не предусматривает в качестве основания его выдачи неисполнение требований, изложенных в представлении.
Из материалов дела следует, что представление фондом своевременно рассмотрено, при этом материалы проверки в соответствии с уставом фонда были представлены на рассмотрение попечительского совета для принятия решения, на него дан ответ от 09 декабря 2010 года за исх.N 301, который получен счетной палатой 10 декабря 2010 года (в представлении предлагалось сообщить о принятых мерах не позднее 10 декабря 2010 года). Порядок и срок рассмотрения предписания заявителем были соблюдены, следовательно, правовых оснований для вынесения предписания у счетной палаты отсутствовали.
Кроме того, само по себе необжалование в судебном порядке представления не лишает заявителя права обратиться в суд с оспариванием предписания, которое в силу прямого указания на это в ст.23 Закона Самарской области от 26 февраля 2009 года N 16-ГД "О Счетной палате Самарской области" может быть обжаловано в судебном порядке.
На основании п.2, 3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 16 июня 2011 года следует отменить, принять новый судебный акт, которым заявление фонда удовлетворить, признать незаконным оспариваемое предписание счетной палаты Самарской области.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на счетную палату Самарской области. В этой связи надлежит взыскать с счетной палаты Самарской области в пользу фонда судебные расходы в размере 3000 рублей, в том числе 2000 рублей - за подачу заявления в суд первой инстанции, 1000 рублей - за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2011 года по делу N А55-4818/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" удовлетворить. Признать незаконным предписание счетной палаты Самарской области от 17 марта 2011 года N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб.
Взыскать с счетной палаты Самарской области в пользу некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" судебные расходы в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4818/2011
Истец: Некоммерческая организация "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области"
Ответчик: Счетная палата Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1092/13
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7178/12
20.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6140/12
05.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4818/11
06.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10738/11
30.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8484/11