Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф06-10868/11 по делу N А65-9227/2011
г. Казань
08 декабря 2011 г.
Дело N А65-9227/2011
См. также Постановление ФАС ПО от 13 июня 2012 г. N А65-9227/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
заявителя - Кадеева Ф.Ф. (доверенность от 07.06.2011 б/н),
ответчика - Идиятуллиной И.И. (доверенность от 14.11.2011 N 25),
1-го третьего лица - извещено, не явилось,
2-го третьего лица - Лизуновой Е.В. (доверенность от 18.02.2011 N 385),
3-го третьего лица - Гарапшина Р.Ш. (доверенность от 15.03.2011 N 14/14-29)
Прокуратуры Республики Татарстран - Валиахметова А.Р. (удостоверение ТО N 086793)
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис", г. Альметьевск Республики Татарстан
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2011 (председательствующий судья Нафиев И.Ф., судьи Мазитов А.Н., Хасанов А.Р.)
по делу N А65-9227/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплект+сервис", г. Альметьевск Республики Татарстан, к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим приложения N 4 Решения Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса" в части установления нормативов на водоснабжение и водоотведение для многоквартирных жилых домов, с участием третьих лиц: муниципального учреждения "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан", г. Альметьевск Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Альметьевск-Водоканал", г. Альметьевск Республики Татарстан, государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, г. Казань Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось общество с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (далее - общество) к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим приложения N 4 Решения Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 года N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса" в части установления нормативов на водоснабжение и водоотведение для многоквартирных жилых домов, в связи с не соответствием Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2011 производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, приложением N 4 к решению Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 N 107 установлены нормативы потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения на 2007 год.
Полагая, что данные нормативы не соответствуют Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции сослался на пункт 1 части 1 статьи 29 АПК РФ, в соответствии с которым арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции к подведомственности арбитражных судов относятся только споры связанные с установлением тарифов для организации коммунального комплекса.
Поскольку по настоящему делу заявитель оспаривает норматив потребления коммунальных услуг, имеющий различное правовое регулирование, данный спор неподведомственен суду.
Как указал суд, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни федеральный конституционный закон, ни иной федеральный закон не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении нормативов потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения. Названные в статье 192 АПК РФ дела, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Между тем, делая такие выводы, суд не принял во внимание, что, несмотря на различное правовое регулирование нормативов потребления населения коммунальных услуг и тарифов организаций коммунального комплекса, правовая природа их установления является тождественной. Их установление в соответствии с пунктами 2, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется местными органами самоуправления.
Кроме того, норматив потребления коммунальных услуг, также как и тариф используется для расчета энергоснабжающей организации с потребителями.
Судами также не принято во внимание, что в соответствии с новой редакцией АПК РФ от 27.07.2010 определяющим критерием для определения подведомственности рассмотрения дел в судах является сфера деятельности отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 N 107 установлены нормативы потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения на 2007 год.
Установленные оспариваемым решением положения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, действуют в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Исходя из характера спорных правоотношений, данный акт органа местного самоуправления является нормативным, и рассмотрение настоящего дела относится к компетенции арбитражного суда.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2011 по делу N А65-9227/2011 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Республики Татарстан для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
И.Ш. Закирова
Е.П. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал суд, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни федеральный конституционный закон, ни иной федеральный закон не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении нормативов потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения. Названные в статье 192 АПК РФ дела, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Между тем, делая такие выводы, суд не принял во внимание, что, несмотря на различное правовое регулирование нормативов потребления населения коммунальных услуг и тарифов организаций коммунального комплекса, правовая природа их установления является тождественной. Их установление в соответствии с пунктами 2, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется местными органами самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф06-10868/11 по делу N А65-9227/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
13.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3665/12
23.03.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9227/11
27.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
03.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
02.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
08.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10868/11