Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-10776/11 по делу N А12-239/2011
г. Казань
13 декабря 2011 г.
Дело N А12-239/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
заявителя - Бутова С.В. (доверенность от 31.12.2010 N 123),
Денисова В.В. (доверенность от 31.12.2010 N 5),
ответчика - администрации городского округа - город Волжский - Катковой Ю.А. (доверенность от 17.12.2010 N 131-Д),
главы администрации городского округа - город Волжский - Катковой Ю.А. (доверенность от 22.08.2011 N 170-Д)
в отсутствие:
ответчика - Волжской городской Думы, извещен, не явился,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Волжской городской Думы, г. Волжский, администрации городского округа - город Волжский, г. Волжский,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011 (председательствующий судья Пономарева Е.В., судьи Стрельникова Н.В., Кулик И.В.)
по делу N А12-239/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к главе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский, г. Волжский, Волжской городской Думы, г. Волжский о признании недействующими нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 N 9/2, "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, "Городского положения о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области " не соответствующими положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год".
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - общество) просило также взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский в лице Управления финансов администрации городского округа город Волжский Волгоградской области за счет казны муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в пользу общества убытки в размере 61 793 089 рублей 25 копеек, составляющие разницу в сумме фактически отпущенной в 2007 году в жилой фонд города Волжского, необорудованного домовыми и индивидуальными приборами учета, тепловой энергии и начисленной на основании оспариваемых нормативных актов населению платы за горячее водоснабжение отопление, химически очищенную воду.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011 пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 N 9/2, признаны недействующими и не соответствующими пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Приложение N 6 Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, признаны недействующим и не соответствующим пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, признаны недействующими и не соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
"Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Приложение N 2 "Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский" постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В кассационной жалобе администрации городского округа - город Волжский (далее - администрация) просит отменить судебные акты сославшись на нарушение судом норм материального права.
Второй заявитель жалобы - Волжская городская Дума (далее - Дума) также просит отменить судебные акты сославшись на то, что оспариваемые нормативные акты не нарушают права и законные интересы общества.
Думой заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
При проверке законности и обоснованности, принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования, просит признать пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16 декабря 2005 N 9/2, приложение N 6 "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, с 01.01.2007 не соответствующим пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Признать пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, "Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70- ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 N 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 N 36/3, приложение N 2 постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области " не соответствующими пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" является правопреемником по правам и обязательствам открытого акционерного общества "Южная генерирующая компания ТГК-8" на основании решения общего собрания от 06.09.2010.
Общество считает, что в результате установления органом местного самоуправления г. Волжского заниженных нормативов потребления коммунальных услуг и соответствующих тарифов, потребителю (населению) не была выставлена стоимость тепловой энергии и теплоносителя в количестве 58 938,95 Гкал 1 921 125,55 тн, в результате чего обществом не дополучено денежные средства в виде стоимости указанных коммунальных ресурсов в размере 83 295 924,16 руб.
Частично указанная разница органом местного самоуправления компенсирована в размере 21 502 834,915 руб., в результате чего недополучены денежные средства в размере 61 793 089,25 руб.
Общество в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 оказывало населению города Волжский услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, положения пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 192 и частью пятой статьи 195 - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного и принимая во внимание всю совокупность материалов настоящего дела, суд полагает, что настоящее заявление подлежит рассмотрению судом по существу с позиций, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правилами Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 1.2 и 1.3 и приложением N 6 к Городскому положению от 16.12.2005 N 5-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" определены тарифы на тепловую энергию, стоимость химически очищенной воды и стоимость горячего водоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг к уполномоченным органом по установлению норматива потребления коммунальных услуг отнесены органы местного самоуправления, в городах федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2, 4 Правил).
Нормативы потребления коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 9 Положения).
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с учетом конструктивного и технического параметра многоквартирного дома или жилого дома (пункт 5 Положения).
Однако, какие либо расчеты нормативов предоставления коммунальных услуг, предусмотренные Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Думой не представлены. Администрацией представлено письмо начальника управления экономики администрации городского округа - город Волжский от 21.03.2011 N 08/203-СП с краткими пояснениями о порядке тарифообразования в спорный период.
Документы, послужившие основанием для внесения в Волжскую городскую Думу проектов решения об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и соответствующих тарифов (расчеты, обосновывающие материалы) не представлены.
Как подтверждается материалами дела в Городском положении о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа город Волжский от 11.10.2006 N 70-ВГД по разделу 3.2 "горячее водоснабжение (на 1 человека в месяц) и по разделу 3.3. "отопление в месяц" существенно занижены показатели уровня нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления по ряду позиций, что подтверждается также экспертным заключением ООО "Региональный экспертный центр".
Судом первой инстанции установлено, что при определении нормативов не были учтены различия в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, как это требуется пунктом 14 Приложения N 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В нарушение пункта 10 Правил не были учтены различия в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов.
В нарушении пункта 5 при определении норматива расчетным методом не были учтены этажность, износ внутридомовых коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения ( открытая. Закрытая).
Также при определении нормативов не были учтены нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) в соответствии с пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В подпункте "а" пункта 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
С учетом фактических обстоятельств дела судом первой инстанции установлено, что Думой при принятии Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД существенно занижены показатели уровня нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления по ряду позиций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что установление заниженных нормативов коммунальных услуг не могло привести к возникновению ущерба для истца в связи с предусматривающейся Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "о возможности корректировки", противоречит пунктам 19, 21. 23. 25. 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Приложению N 2 к данным правилам, т.к. правом осуществления корректировки наделены исполнители коммунальных услуг, т.е. юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги (пункт 3 Правил).
Согласно статьи 1 статьи 286 АПК РФ Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая правовая оценка, материалами дела подтверждается, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности при предоставлении коммунальных услуг населению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
Э.Г. Гильманова
Е.П. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушении пункта 5 при определении норматива расчетным методом не были учтены этажность, износ внутридомовых коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения ( открытая. Закрытая).
Также при определении нормативов не были учтены нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) в соответствии с пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В подпункте "а" пункта 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
С учетом фактических обстоятельств дела судом первой инстанции установлено, что Думой при принятии Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД существенно занижены показатели уровня нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления по ряду позиций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что установление заниженных нормативов коммунальных услуг не могло привести к возникновению ущерба для истца в связи с предусматривающейся Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "о возможности корректировки", противоречит пунктам 19, 21. 23. 25. 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Приложению N 2 к данным правилам, т.к. правом осуществления корректировки наделены исполнители коммунальных услуг, т.е. юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги (пункт 3 Правил)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-10776/11 по делу N А12-239/2011