Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-11068/11 по делу N А06-1441/2011
г. Казань
13 декабря 2011 г.
Дело N А06-1441/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Тагировой Д.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Лычагиной Е.С., доверенность от 11.01.2011 N 221,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Литвинова М.В., доверенность от 26.01.2011 N 12,
присутствующих в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителей:
заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" - Джафарова Э.Д.о., доверенность от 17.12.2010 N 632,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.05.2011 (судья - Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 (председательствующий судья - Жевак И.И., судьи: Борисова Т. С., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-1441/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань,
заинтересованное лицо: открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт", г. Москва,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 16.12.2010 по делу N 25-К-03-10.
Определением Арбитражного суда Астраханской области по данному делу от 19.04.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.05.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Оборонэнергосбыт" (абонент) был подписан договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 800, согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договора с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии абонента, а абонент обязан принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в срок, на условиях, определенных настоящим договором по действующим на момент расчета ценам.
Согласно пункту 8.1 указанного договора договор заключается на срок по 31.12.2010 и считается ежегодно продленным на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В соответствии с приложением N 2 к данному договору следует, что электроэнергия по договору приобретается ОАО "Оборонэнергосбыт", в том числе для следующих объектов: административное здание военного комиссариата Астраханской области по адресу: г. Астрахань, ул. Свердлова, 45; сч. N 50854198; административное здание военного комиссариата Астраханской области по адресу: г. Астрахань, пер. Пугачева, 1; сч. N 39675839; административное здание военного комиссариата Астраханской области по адресу: г. Астрахань, пер. Пугачева, 1; сч. N 0712970401120790; административное здание военного комиссариата Астраханской области по адресу: г. Астрахань, пер. Пугачева, 1; сч. N 0712070401068160; административное здание военного комиссариата Астраханской области по адресу: г. Астрахань, ул. Джона Рида, 35; сч. N 07471014001943 (л.д. 134, 161-162, т. 4).
Между Министерством обороны Российской Федерации (государственным заказчиком) и ОАО "Оборонэнергосбыт" 15.03.2010 (поставщиком) заключен государственный контракт N 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), согласно пункту 1.1 которого поставщик обязуется в обусловленные контрактом сроки поставить государственному заказчику на объекты потребления электрическую энергию (мощность), на условиях, предусмотренных настоящим контрактом и действующим законодательством, а также предоставить иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией государственного заказчика (л.д. 98 - 107, т. 1).
В силу пункта 12.1 контракта он вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2010.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Заявками общества подтверждается, что оно направляло сетевой организации открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга") заявки на прекращения поставки электроэнергии ОАО "Оборонэнергосбыт" (т. 4, л.д. 26-28, 30, 31, 83), что подтверждается также списком объектов ОАО "Оборонэнергосбыт" (л.д. 13, 36, т. 4).
В связи с указанными обстоятельствами ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о неправомерных действиях хозяйствующих субъектов от 21.07.2010 N А3/4238-С, из которого следует, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" без уведомления об отключении электрической энергии объектов Минобороны инициировало прекращение подачи электроэнергии на соответствующие объекты (л.д. 92-94, т. 1).
Антимонопольным органом было возбуждено дело N 25-К-03-10 по признакам нарушения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения которого антимонопольным органом принято решение от 16.12.2010, пунктом 1 которого действия общества, совершенные на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Астраханской области и выразившиеся в прекращении поставки электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт", признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 2 решения указано, что в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела прекращено, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдано (л.д. 12 -15, 127, т. 1).
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали, что антимонопольным органом правомерно вынесено обжалуемое по данному делу решение, поскольку общество, обладая информацией, что ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны, в том числе подведомственных Минобороны организаций, в одностороннем порядке инициировало отключения электроэнергии на соответствующих объектах военных комиссариатов, тем самым нарушив безопасность государства, что прямо запрещено Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, а также незаконными действий (бездействия), связанных с осуществлением принудительного исполнения исполнительного листа, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.
Ограничение или прекращение поставки энергии, поименованных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 органов, в том числе и военных комиссариатов, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства.
Запрет на ограничение или прекращение поставки энергии не поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения сторонами своих договорных обязательств.
На 02.12.2010 и на 23.05.2011 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" имеет долю на рынке розничной торговли электрической энергией (без производства, передачи и распределения) более 50%, т. е. занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Из материалов дела следует, что общество знало о прекращении подачи электроэнергии по адресам: г. Астрахань, ул. Свердлова, 45, г. Астрахань, пер. Пугачева, 1; г. Астрахань, ул. Джона Рида, 35, что подтверждает письмо от 23.09.2010 N 03/1-03/221, адресованное антимонопольному органу.
Кроме того, заявитель указывает, что обществу известно о том, что функции энергоснабжения данных точек переданы единственному поставщику электрической энергии для нужд Минобороны - ОАО "Оборонэнергосбыт", что следует из письма федерального государственного учреждения "Волгоградская КЭЧ района" от 25.03.2010 N 775 (т. 1, л.д. 131-134).
Из письма общества от 27.08.2010 N 03/1-03/2010 также следует, что ему было известно, что ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны, в том числе подведомственных Минобороны организаций (т. 2, л.д. 187-190).
Общество, обладая информацией, что ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны, в том числе подведомственных Минобороны организаций, в одностороннем порядке инициировало отключения электроэнергии на соответствующих объектах военных комиссариатов, тем самым нарушив безопасность государства, что прямо запрещено Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173.
Из письма ОАО "МРСК Юга" от 29.11.2010 N МР5/2400/363 следует, что точки по вышеприведенным адресам являются точками поставки электрической энергии военному комиссариату Астраханской области, и за период с апреля 2010 по сентябрь 2010 ОАО "МРСК Юга" вводило ограничение в подаче электрической энергии по вышеприведенным объектам на основании заявок на отключение электроустановок, поступивших от заявителя (т. 4, л.д. 66).
Судами правомерно отмечено, что факт заключенности либо незаключенности договора энергоснабжения от 01.01.2010 N 800 не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку самими заявками на отключения подтверждается фактически сложившиеся между заявителем и ОАО "Оборонэнергосбыт" отношения по поставке электрической энергии.
Согласно Приложению N 3 постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период сформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530). Разделом XIII Правил N 530 установлен порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств. Данный порядок не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменен по усмотрению сторон.
Согласно пункту 168 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (с изменениями и дополнениями) в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
В перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается входят воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации (пункт 3 Приложения N 6 к основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии).
В соответствии с пунктами 170 и 171 Правил N 530 ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации. Такое ограничение режима-потребления вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору.
Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электроэнергетики как потребители электрической энергии.
Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд
Как установлено судебными инстанциями, ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило с Минобороны государственный контракт от 15.03.2010 N 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Минобороны (далее - государственный контракт N 140/205).
Пунктом 1.1 указанного контракта предусмотрено, что ОАО "Оборонэнергосбыт" обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России. В целях исполнения данного обязательства заявитель заключил с ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 800.
ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает у заявителя электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электрической энергии и обладает в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике статусом энергосбытовой организации, о чем было известно Обществу.
Судами установлено, что ОАО "Оборонэнергосбыт" прекращение поставки электроэнергии в отношении военного комиссариата Астраханской области не инициировало. Введение ограничения подачи электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации не предусмотрено действующим законодательством.
Введение ограничения подачи электрической энергии в отношении военного комиссариата Астраханской области инициировано заявителем. Военный комиссариат Астраханской области договора и задолженности перед ОАО "Оборонэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) не имеет, в связи с чем действия общества по прекращению подачи электроэнергии военному комиссариату Астраханской области нарушают статью 38 Закона об электроэнергетике, поскольку в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 38 указанного Закона (с изменениями и дополнениями) запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Данные действия общества являются незаконными вне зависимости от того, имелась ли у ОАО "Оборонэнергосбыт" задолженность перед заявителем за полученную электроэнергию.
Между тем доказательств наличия у общества технологических причин прекращения поставки электроэнергии ОАО "Оборонэнергосбыт" не представлено.
Кроме того, в результате действий заявителя по прекращению поставки электроэнергии ОАО "Оборонэнергосбыт" последнее было лишено возможности исполнять свои договорные обязательства перед Минобороны России.
Доводы, приведенные ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях, им дана правильная оценка, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 по делу N А06-1441/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
Л.Р. Гатауллина
М.В. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судебными инстанциями, ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило с Минобороны государственный контракт от 15.03.2010 N 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Минобороны (далее - государственный контракт N 140/205).
...
ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает у заявителя электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электрической энергии и обладает в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике статусом энергосбытовой организации, о чем было известно Обществу.
...
Введение ограничения подачи электрической энергии в отношении военного комиссариата Астраханской области инициировано заявителем. Военный комиссариат Астраханской области договора и задолженности перед ОАО "Оборонэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) не имеет, в связи с чем действия общества по прекращению подачи электроэнергии военному комиссариату Астраханской области нарушают статью 38 Закона об электроэнергетике, поскольку в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 38 указанного Закона (с изменениями и дополнениями) запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-11068/11 по делу N А06-1441/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4307/12
23.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4307/12
28.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4307/12
13.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11068/11
26.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5476/11