Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф06-11081/11 по делу N А72-4348/2011
г. Казань
15 декабря 2011 г.
Дело N А72-4348/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителя:
заявителя - Климиной А.М., доверенность от 25.11.2011 N 07/1,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2011 (судья Прохоров А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-4348/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирская энергосбытовая номинация", г. Ульяновск (ИНН 7328500977, ОГРН 1047301538019) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области об отмене постановления от 01.06.2011 в части назначения наказания административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Симбирская энергосбытовая номинация" (далее - ООО "СЭСНа", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, административный орган) об отмене постановления от 01.06.2011 N 156 в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2011 заявленное требование удовлетворено, постановление УФАС по Ульяновской области от 01.06.2011 N 156 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) отменено в связи с малозначительностью правонарушения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2011 оставлено без изменения.
УФАС России по Ульяновской области не согласилось с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции и обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель заявителя отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Антимонопольный орган в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия антимонопольного органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявитель является субъектом розничного рынка электрической энергии, оказывает услуги по поставке электрической энергии закрытому акционерному обществу "Завод ЖБИ-4" (далее - ЗАО "Завод ЖБИ-4") по договору поставки электрической энергии от 01.01.2005 N 51, открытому акционерному обществу "Завод КПД-2" (далее - ОАО "Завод КПД-2") по договору от 01.01.2005 N 15.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609, вступившего в силу 24.08.2010) утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты раскрытия информации).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий, осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункта 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую ин формацию:
а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка);
б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии: подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.
Согласно пункту 10 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа, подлежит раскрытию в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном и здании - ежегодно, не позднее 1 июня.
Согласно пункту 20 Стандартов раскрытия информации энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики раскрывают в том числе:
а) цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю;
б) основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе срок действия договора; вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная); форму оплаты; формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору; зону обслуживания; условия расторжения договора; ответственность сторон; иную информацию, являющуюся существенной для потребителей;
в) информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе информацию о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения;
г) информацию об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения.
УФАС России по Ульяновской области при осуществлении контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации 01.04.2011 был проведен осмотр официального сайта заявителя в сети "Интернет" http://sesna.su/, в результате которого установлен факт того, что заявителем не раскрыта в установленном порядке и сроки необходимая информация, предусмотренная Стандартами раскрытия информации.
12.04.2011 в УФАС России по Ульяновской области поступило сообщение общества, согласно которому обществом официально зарегистрировано два доменных имени sesna.su и сэсна.рф. В официальных печатных изданиях общество информацию за 2010 год и истекший период 2011 года не публиковало. Информация, подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации, была опубликована только на официальном сайте в электронных средствах массовых информации в полном объеме. Информация, подлежащая опубликованию в соответствии с подпунктом "г" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, по состоянию на 01.04.2011 не была раскрыта (данная информация раскрыта 08.04.2011).
УФАС России по Ульяновской области 14.04.2011 был проведен осмотр официального сайта в сети "Интернет" ООО "СЭСНа" http://сэсна.рф, которым установлено, что информация, содержащаяся в файлах на сайтах http://сэсна.рф и http://sesna.su/ на 14.04.2011, свидетельствует об отсутствии сведений, предусмотренных подпунктом "г" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, а именно информации об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения за август 2010 года, сентябрь 2010 года. Данные сведения подлежат опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно до 10 числа.
Информация, указанная в подпунктах "а"-"в" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год. Данная информация за 2010 год не была опубликована.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3(1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием информации, в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования.
ООО "СЭСНа" не была выполнена обязанность, установленная пунктом 3(1) Стандартов раскрытия информации по направлению в адрес антимонопольной службы сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию.
26.04.2011 в отношении ООО "СЭСНа" было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В отношении ООО "СЭСНа" на основании статей 28.1-28.3, 28.5, 28.7 КоАП РФ в присутствии руководителя общества был составлен протокол от 18.05.2011 N 223 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ.
Постановлением УФАС по Ульяновской области от 01.06.2011 N 156 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Доказательств направления административным органом в адрес заявителя письменного запроса о предоставлении в соответствии с абзацем 2 пункта 3(1) Стандартов раскрытия информации сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, до фиксации факта правонарушения антимонопольным органом в материалы дела не представлено.
В связи с чем, привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, за не направление заявителем в адрес антимонопольной службы сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, правомерно признано судами необоснованным.
Факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, выраженное в не размещении сведений, предусмотренных подпунктом "г" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, а именно информации об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения за август 2010 года, сентябрь 2010 года и в не опубликовании в печатных органах информации, предусмотренной подпунктами "а"-"в" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, за 2010 год, правомерно признан судами подтвержденным.
Учитывая то, что не размещение информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, за два месяца при наличии предшествующего и последующего размещения в течение 2010 года существенно не нарушило интересы потребителей, получавших указанную информации по остальным периодам и имеющих возможность ее учитывать при заключении договоров на последующий год; что подобная обязанность у заявителя возникла только с августа 2010 года в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609; что факт не опубликования в 2010 году в средствах массовой информации сведений, предусмотренных подпунктами "а"-"в" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, за 2010 год не мог вызвать существенного ущемления прав иных лиц, создать существенную опасность охраняемым отношениям, суды правомерно сделали вывод о малозначительности правонарушения.
Суды, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, а также роль и степень вины правонарушителя, обстоятельства правонарушения и характер наступивших последствий, пришли к обоснованному выводу об отмене оспариваемого постановления в связи с малозначительностью правонарушения.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы антимонопольного органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 по делу N А72-4348/2011 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
О.В. Логинов
Р.Р. Мухаметшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая то, что не размещение информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, за два месяца при наличии предшествующего и последующего размещения в течение 2010 года существенно не нарушило интересы потребителей, получавших указанную информации по остальным периодам и имеющих возможность ее учитывать при заключении договоров на последующий год; что подобная обязанность у заявителя возникла только с августа 2010 года в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609; что факт не опубликования в 2010 году в средствах массовой информации сведений, предусмотренных подпунктами "а"-"в" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, за 2010 год не мог вызвать существенного ущемления прав иных лиц, создать существенную опасность охраняемым отношениям, суды правомерно сделали вывод о малозначительности правонарушения.
Суды, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, а также роль и степень вины правонарушителя, обстоятельства правонарушения и характер наступивших последствий, пришли к обоснованному выводу об отмене оспариваемого постановления в связи с малозначительностью правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф06-11081/11 по делу N А72-4348/2011