Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф06-10895/11 по делу N А55-4314/2011
г. Казань
14 декабря 2011 г.
Дело N А55-4314/20111
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Шепеленко С.В. (доверенность от 13.12.2010 N 11774/6),
третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Эскорт" - Коняева Н.В. (доверенность от 01.07.2011 б/н),
третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Штурвал" - Коняева Н.В. (доверенность от 01.07.2011 б/н),
в отсутствии представителей:
заявителя - извещен, не явился,
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Группа Март", г. Самара, - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эскорт", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
А55-4314/2011
по заявлению министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Штурвал", г. Самара, (ИНН: 6319129352, ОГРН: 10663190981008) общества с ограниченной ответственностью "Эскорт", Самарская область, село Курумоч, (ИНН: 6367052237, ОГРН: 1066367039441) общества с ограниченной ответственностью "Группа Март", г. Самара, (ИНН: 6318219074, ОГРН: 1026301518033) о признании незаконным решения от 11.01.2011 N 52А/6,
УСТАНОВИЛ:
министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 11.01.2011 N 52А/6 о признании министерства нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
В качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Штурвал" (далее - ООО "Штурвал") общество с ограниченной ответственностью "Эскорт" (далее - ООО "Эскорт") общество с ограниченной ответственностью "Группа Март" (далее - ООО "Группа Март").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Эскорт" обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв с 11 час. 15 мин. 08.12.2011 до 13 час. 30 мин. 14.12.2011.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав стороны и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в Управление поступило заявление ООО "Группа Март" (от 19.10.2010 N 109), содержащее сведения о том, что министерство в нарушение действующего законодательства заключает с некоторыми перевозчиками договоры об организации пассажирских маршрутных перевозок без проведения конкурса на право заключения данного договора, создавая тем самым преимущественные условия для их деятельности, что, по мнению общества, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление, в соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции, возбудило в отношении министерства дело N 139-5128-10/6 по признакам нарушения части 1 статьи 15 данного закона, выразившегося в создании необоснованных препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов.
В процессе рассмотрения дела, в комиссию поступило дополнение к заявлению (от 18.11.2010 N 69).
11 января 2011 года Управление, рассмотрев дело N 139-5128-10/6, приняло решение N 52А/6 о признании министерства нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (далее - оспариваемое решение).
Основанием для признания министерства нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции явилось его бездействие, выразившееся в непроведении конкурсов на право заключения договоров об организации внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок, что создает необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, и заключение с ООО "Экскорт" договора об организации междугородных и пригородных регулярных пассажирских перевозок без проведения конкурса в нарушение порядка, установленного статьей 7.2 Закона Самарской области от 09.07.2002 N 53-ГД "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 53-ГД), что поставило ООО "Экскорт" в неравное, преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, приводит к ограничению конкуренции.
Судебные инстанции, не соглашаясь с доводами заявителя указывают, что бездействие, выразившееся в непроведении конкурсов, создает хозяйствующим субъектам необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При этом в нарушение порядка, установленного статьей 7.2 Закона Самарской области N 53-ГД министерство поставило ООО "Эскорт" в неравное, преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, заключив с ним в нарушение порядка, установленного статьей 7.2 Закона Самарской области N 53-ГД, договор об организации междугородных и пригородных регулярных пассажирских перевозок без проведения конкурса.
Коллегия считает, что данный вывод судов сделан без учета обстоятельств имеющих для разрешения спора важное значение.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (закон N 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа делятся на следующие виды: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Однако в соответствии со статьей 3 Закона Самарской области N 53-ГД, действовавшего до 24.10.2010, различалось несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки и коммерческие перевозки по установленным маршрутам (то есть перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах). То есть законом в числе регулярных пассажирских маршрутных перевозок были предусмотрены и коммерческие перевозки как самостоятельный вид перевозок.
В соответствии с пунктом д части 2 Закона Самарской области N 53-ГД министерство имело право привлекать перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, то есть, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, договоры об осуществлении коммерческих перевозок по установленным маршрутам могли заключаться без проведения конкурса.
Данный факт не оспаривался Управлением.
По настоящему делу из спорных договоров на осуществление пассажирских маршрутных перевозок не усматривается, что данные перевозки являются регулярными пассажирскими перевозками.
Напротив, согласно справки стоимости проезда и провоза багажа, утвержденного директором ООО "Группа Март", стоимость проезда рекомендована администрацией г. Самары по тарифу коммерческих перевозок.
Доказательств опровергаемых довод ООО "Эскорт" о том, что министерством спорные договоры заключались на осуществление коммерческих перевозок по установленным маршрутам, ответчиком также не представлено.
Вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А55-382/2011 установлено, что органы государственной власти Самарской области, в лице министерства, являясь организаторами пассажирских перевозок в Самарской области, вправе были, в соответствии с Законом Самарской области N 53-ГД привлекать перевозчиков на регулярные маршруты путем проведения конкурсов, а также на коммерческие маршруты, путем заключения договоров без проведения конкурсов (по результатам мониторинга).
Судебная коллегия, не принимая доводы ответчика, изложенные в отзыве исходит из следующего.
Министерство, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляло свою деятельность на основе выше указанного Закона, действовавшего до 24.10.2010, в соответствии с которым различались несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки и коммерческие перевозки по установленным маршрутам. Закон не обязывал министерство в том или ином случае заключать конкретные договоры, а предоставлял лишь выбор заключения таких договоров на разные виды перевозок.
Маршрут N 101 А "г. Самара (а/с Аврора) - с. Лопатино" включен в маршрутную сеть по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, утвержденную приказом министерства от 21.09.2009 N 41.
В соответствии с пунктом "д" части 2 статьи 6 Закона министерство привлекает в соответствии с федеральным и областным законодательством перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам.
Таким образом, в соответствии с действовавшим на момент заключения договоров с ООО "Эскорт" и общества с ограниченной ответственностью "Штурвал" законодательством, договоры об осуществлении коммерческих перевозок по установленным маршрутам могли заключаться без проведения какого-либо конкурса. Суды сделали неправильный вывод о том, что коммерческие перевозки по установленным маршрутам осуществляются по маршрутам не входящим в маршрутную сеть. Закон не содержит запрета осуществлять коммерческие перевозки по установленным маршрутам, включенным в маршрутную сеть.
В соответствии с пунктом 8.2 постановления Самарской Губернской Думы от 25.02.2010 N 1400 "О докладе Самарской Губернской Думы "О состоянии законодательства Самарской области в 2009 году" установлено, что Закон требует внесение изменений в части исключения из данного Закона положения о коммерческих перевозках.
В настоящее время Закон Самарской области N 53-ГД утратил свою силу в связи с принятием закона Самарской области от 12.10.2010 N 107-ГД "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области"
Таким образом, министерство не нарушило своими действиями (бездействиями) нормы Закона "О защите конкуренции", а лишь в своей деятельности руководствовалось положениями Закона Самарской области N 53-ГД, и при заключении договора с ООО "Эскорт" нарушений прав и законных интересов ООО "Группа Март" допущено не было.
Исходя из вышеизложенного, при отсутствии доказательств опровергающих доводы заявителя, коллегия считает судебные акты подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по делу N А55-4314/2011 отменить. Кассационную жалобу - удовлетворить.
Заявление министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11.01.2011 N 52А/6 о признании министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
М.В. Егорова
Ф.Г. Гарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А55-382/2011 установлено, что органы государственной власти Самарской области, в лице министерства, являясь организаторами пассажирских перевозок в Самарской области, вправе были, в соответствии с Законом Самарской области N 53-ГД привлекать перевозчиков на регулярные маршруты путем проведения конкурсов, а также на коммерческие маршруты, путем заключения договоров без проведения конкурсов (по результатам мониторинга).
...
В соответствии с пунктом "д" части 2 статьи 6 Закона министерство привлекает в соответствии с федеральным и областным законодательством перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам.
...
В настоящее время Закон Самарской области N 53-ГД утратил свою силу в связи с принятием закона Самарской области от 12.10.2010 N 107-ГД "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области"
Таким образом, министерство не нарушило своими действиями (бездействиями) нормы Закона "О защите конкуренции", а лишь в своей деятельности руководствовалось положениями Закона Самарской области N 53-ГД, и при заключении договора с ООО "Эскорт" нарушений прав и законных интересов ООО "Группа Март" допущено не было."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф06-10895/11 по делу N А55-4314/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4055/12
19.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4055/12
28.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4055/12
14.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10895/11
09.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8526/11