г. Казань |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А65-18399/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Денисова А.В., доверенность от 11.01.2011 (б/н),
ответчиков:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - Авериной А.Н., - доверенность от 02.12.2010 N 2.2-0-13/015350; Насыровой Э.Х., - доверенность от 21.01.2011 N 2.2-0-17/000426; Фахрутдинова Д.М., - доверенность от 11.01.2011 N 2.4-0-11/000006; Хамидовой Р.И., - доверенность от 03.11.2011 N 2.2-0-13/010560;
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Ситдикова М.М., доверенность от 16.06.2011 N 15; Тимергалиевой Г.А., - доверенность от 17.02.2011 N 6;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий N -3", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2011 (судья Сальманова Р.Р.) постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-18399/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Завод ЖБИ-3" (ИНН: 1660004290, ОГРН: 1021603620610) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, о решений: от 15.06.2010 N 135 юл/к, от 29.10.2010 N 317 юл/к, от 21.10.2010 N 751 недействительными; о признании незаконным требования об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 21.07.2010 N 4029.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось открытое акционерное общество "Завод ЖБИ-3" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Завод ЖБИ-3", налогоплательщик) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - ответчик-1, Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РТ, налоговый орган), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - ответчик-2, Межрайонная ИФНС N 6 по РТ, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, (далее - ответчик-3, управление) с заявлением о признании решений: от 15.06.2010 N 135 юл/к, от 29.10.2010 N 317 юл/к, от 21.10.2010 N 751 недействительными; о признании незаконным требования об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 21.07.2010 N 4029.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, требования удовлетворить.
Ответчики с доводами кассационной жалобы не согласны по основаниям, указанным в отзыве, просят оставить судебные акты без изменения.
Судебной коллегией, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв в судебном заседании до 08 часов 50 минут 13.12.2011.
После завершения перерыва судебное заседание продолжено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РТ, в целях проведения камеральной налоговой проверки, правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2009 год, в адрес ОАО "Завод ЖБИ-3" было направлено требование о представлении документов от 25.01.2010 N 1067 за исходящим номером 2.7-0-38/000954 с перечнем документов.
ОАО "Завод ЖБИ-3" в ответ на вышеуказанное требование о представлении документов было направлено сопроводительное письмо за от 08.02.2010 N 5/0б (входящий от 15.02.2010 N 003541), согласно которому налогоплательщиком были представлены следующие документы: книга регистрации счетов-фактур покупок за октябрь 2009 год, книга регистрации счетов-фактур покупок за ноябрь 2009 год, книга регистрации счетов-фактур покупок за декабрь 2009 год, книги покупок за 4 квартал 2009 год (итоговые страницы), книга регистрации счетов-фактур по СМР для собственных нужд за 3 квартал 2009 год, копии документов по реализации 7 жилых помещений: свидетельство о праве собственности; договор купли-продажи с отметкой государственной регистрации; передаточный акт Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РТ в адрес ОАО "Завод ЖБИ-3" было направлено повторное требование от 25.02.2010 N 8463 за исходящим от 25.02.2010 N 2.7-0-38/003152 о представлении документов, подтверждающих правомерность предъявления налоговых вычетов по НДС за 4 квартал 2009 год с перечнем документов. Документы обществом представлены не были.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.06.2010 N 135юл/к, которым общество привлечено к налоговой ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, а также предложено уплатить недоимку по НДС за 4 квартал 2009 года в размере 14 671 343 руб., пени в размере 442 427 руб.
Заявитель, не согласившись с вышеуказанным решением Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РТ, обратился с жалобой в управление.
Рассмотрев жалобу налогоплательщика, управление приняло решение от 21.10.2010 N 751 об оставлении решения Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РТ без изменения, а жалобу общества без удовлетворения.
На уплату штрафных санкций заявителю направлено требование от 21.07.2010 N 4029 со сроком исполнения до 06.08.2010.
03 июня 2010 года ОАО "Завод ЖБИ-3" представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2009 года, в которой дополнительно заявлено право на возмещение налога из бюджета в размере 30 556 руб.
Согласно уточненной налоговой декларации ОАО "Завод ЖБИ-3" произвело сторнирование суммы НДС на сумму 30 556 руб. по строке ПО раздела 3 "суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ, тем самым увеличив сумму налога, заявленную к возмещению за 4 квартал 2009 год на сумму 30 556 руб.
По результатам проверки уточненной налоговой декларации налоговым органом принято решение от 29.10.2010 N 317 юл/к.
Заявитель не согласился с решениями и требованием налоговых органов, обратился в суд.
Суды предыдущих инстанций, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Налогоплательщику в рамках камеральной налоговой проверки, направлены требования от 25.01.2010 N 1067, от 08.02.2010 N 5/06, от 25.02.2010 N 8463, от 08.04.2010 N 8463, от 17.06.2010 N 9739, от 13.08.2010 N 10141 о представлении документов и у налогоплательщика имелась возможность своевременного представления документов. Однако налогоплательщик представил часть документов лишь на стадии обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.
Заявителем не соблюдены предусмотренные налоговым законодательством условия для применения налоговых вычетов, что является основанием для отказа в признании правомерности их применения.
Представленные заявителем документы - бухгалтерские справки, книги покупок, счета-фактуры и иные документы не подтверждают право на вычет, отраженный в налоговых декларациях.
Из представленных документов не усматривается, что сумма вычета, отраженная в декларации, соответствует суммам НДС, отраженным в счетах-фактурах, сумма налога, отраженная во всех представленных счетах-фактурах, существенно меньше, чем сумма налога, отраженная в вычетах налоговой декларации.
Однако данные выводы сделаны судами без учета всех фактических обстоятельств дела, а именно.
Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 данного Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено 21 главой.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей, предусматривающем, что уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2009 введен в действие пункт 9.1 статьи 88 НК РФ, в соответствии с которым, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, решение от 15.06.2010 N 135 юл/к принято Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РТ по результатам камеральной проверки представленной первичной налоговой за 4 квартал 2009 года, однако судами при рассмотрении дела не учтено, что до вынесения решения обществом в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2010 года, что в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ является основанием для прекращения камеральной налоговой проверки ранее поданной налоговой декларации (расчета).
Таким образом, судами дана оценка привлечения заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ без учета сведений, содержащихся в уточненной налоговой декларации и способных повлиять на расчет суммы налога.
В соответствии со статьями 88, 176 НК РФ налоговый орган, получивший уточненную налоговую декларацию, обязан провести камеральную налоговую проверку такой декларации в полном объеме, в том числе истребовать необходимые документы с учетом данных уточненной декларации.
Как следует из требования по уточненной декларации налоговый орган не истребовал документы, подтверждающие налоговый вычет. Данным обстоятельствам судами не дана оценка.
Представленным налогоплательщикам документам в подтверждении налогового вычета по НДС по спорному периоду судами, как и налоговым органом, оценка не дана.
При этом управление, указывая в своем решении, что документы не исследовались, ссылается на не возможность определить сумму вычетов, приходящихся на облагаемые и необлагаемые операции, и на наличие разницы между строками 010, 030 и 200 налоговой декларации по НДС. Доводам заявителя по данному вопросу судами оценка не дана.
В соответствии со статьями 171-172, 169 НК РФ судам, рассматривая вопрос о соблюдении налогоплательщиком порядка и условий применения спорных вычетов по НДС, необходимо исследовать счета-фактуры, договоры, акты приема-передачи, представленные налогоплательщиком, что в данном случае не сделано.
Также необходимо затребовать у налогового органа доказательства каких-либо противоречий и недостоверных сведений, а также неполноты отражения данных в документах, представленных заявителем в обоснование своего права.
Кроме того, суды предыдущих инстанций, рассматривая вопрос о признании недействительным решений и требования налоговых органом в нарушении статьи 200, 201 АПК РФ не дали оценку каждому обжалуемому ненормативному акту в отдельности на предмет его не соответствия или соответствия закону и нарушения или не нарушения прав налогоплательщика.
Принимая во внимание, вышеизложенное судебные акты подлежат отмене.
При новом рассмотрение суду необходимо учесть вышеизложенное, проверив доводы налогоплательщика и налогового органа и дав оценку доказательствам в совокупности и в соответствии с требованиями закона необходимо принять законный и обоснованный судебный акт.
Поскольку обжалуемое требование вынесено налоговым органом на основании, также обжалуемого решения камеральной налоговой проверки, то соответственно судебные акты предыдущих судов в части требования тоже подлежит направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2011 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 по делу N А65-18399/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, решение от 15.06.2010 N 135 юл/к принято Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РТ по результатам камеральной проверки представленной первичной налоговой за 4 квартал 2009 года, однако судами при рассмотрении дела не учтено, что до вынесения решения обществом в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2010 года, что в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ является основанием для прекращения камеральной налоговой проверки ранее поданной налоговой декларации (расчета).
Таким образом, судами дана оценка привлечения заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ без учета сведений, содержащихся в уточненной налоговой декларации и способных повлиять на расчет суммы налога.
В соответствии со статьями 88, 176 НК РФ налоговый орган, получивший уточненную налоговую декларацию, обязан провести камеральную налоговую проверку такой декларации в полном объеме, в том числе истребовать необходимые документы с учетом данных уточненной декларации.
...
В соответствии со статьями 171-172, 169 НК РФ судам, рассматривая вопрос о соблюдении налогоплательщиком порядка и условий применения спорных вычетов по НДС, необходимо исследовать счета-фактуры, договоры, акты приема-передачи, представленные налогоплательщиком, что в данном случае не сделано."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф06-10342/11 по делу N А65-18399/2010
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18399/10
12.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8107/12
18.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6871/12
23.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18399/10
14.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10342/11
02.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8981/11