г. Казань |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А55-24177/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2011 (судья Горябин А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи Серова Е.А., Садило Г.М.)
по делу N А55-24177/2010
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия городского округа Октябрьск Самарской области "Жилищное управление" к муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения Администрации городского округа Октябрьск", муниципальному образованию городского округа Октябрьск Самарской области в лице муниципального учреждения "Финансовое управление Администрации городского округа Октябрьск Самарской области", Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании 1 579 223, 58 руб., при участии третьего лица: Министерства управления финансами Самарской области.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось муниципальное унитарное предприятие городского округа Октябрьск Самарской области "Жилищное управление" (далее - МУП городского округа Октябрьск Самарской области "Жилищное управление") к муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения Администрации городского округа Октябрьск", муниципальному образованию городского округа Октябрьск Самарской области в лице муниципального учреждения "Финансовое управление Администрации городского округа Октябрьск Самарской области", Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Самарской области в лице Управления финансами Самарской области с исковым заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, о взыскании 1 579 223, 58 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2011 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия городского округа Октябрьск Самарской области "Жилищное управление" взысканы убытки в сумме 1 579 223, 58 руб., в остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, установила следующее.
Вступившими в законную силу решениями Октябрьского городского суда Самарской области (представлено 566 вступивших в законную силу судебных решений в отношении 566 граждан) по иску прокурора г. Октябрьска в интересах граждан - инвалидов, на МУП городского округа Октябрьск Самарской области "Жилищное управление" возложена обязанность произвести перерасчет оплаты за жилые помещения граждан-инвалидов в период с 01.08.2006 по 01.08.2008. на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которому инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального фонда), статьи 154, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации. В подтверждение произведенного перерасчета на общую сумму 1 579 223, 58 руб. МУП городского округа Октябрьск Самарской области "Жилищное управление" представило распоряжения о предоставлении льгот по квартплате, выписки из лицевых счетов квартиросъемщиков, а также материалы исполнительных производств отдела судебных приставов г. Октябрьска Управления Федеральной службы судебных приставов Самарской области по вышеуказанным судебным актам.
Инвалидность граждан, принадлежность им спорных квартир в жилых домах муниципального жилищного фонда городского округа Октябрьска в спорном периоде установлены вышеуказанными решениями Октябрьского городского суда Самарской области.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляются скидки не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Реализуя указанные конституционные положения, Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлены правовые гарантии социальной защиты указанным категориям граждан.
Из этого следует, что, установив законодательно льготы в виде частичной оплаты коммунальных услуг, Российская Федерация приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались действовавшими в спорный период статьей 47 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", статьей 50 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Правилами предоставления льгот инвалидам, семьям, имеющим инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 и Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861, средства на реализацию указанных льгот выделяются из федерального бюджета и перечисляются в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Как указали суды, Российская Федерация, установив льготы в виде 50 % оплаты стоимости предоставляемых инвалидам коммунальных услуг, обязана возмещать организациям расходы по их предоставлению.
Ответчик Российская Федерация не представил суду доказательств перечисления суммы льгот на счет бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного бездействием государственных органов, от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации не представила суду доказательств перечисления суммы льгот на счет бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области.
Иные доводы по кассационной жалобе аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены. Судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 по делу N А55-24177/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались действовавшими в спорный период статьей 47 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", статьей 50 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Правилами предоставления льгот инвалидам, семьям, имеющим инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 и Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861, средства на реализацию указанных льгот выделяются из федерального бюджета и перечисляются в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
...
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного бездействием государственных органов, от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 декабря 2011 г. N Ф06-11390/11 по делу N А55-24177/2010