г. Казань |
|
29 декабря 2011 г. |
Дело N А55-1961/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, - извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации муниципального района Кошкинский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2011 (судья Зафран Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Балашева В.Т., Демина Е.Г.)
по делу N А55-1961/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Катран" (ИНН 6321156956, ОГРН 1056320233397) к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации муниципального района Кошкинский Самарской области (ИНН 6374005982, ОГРН 1026303768370) о взыскании 8 038 021,63 руб., с участием третьего лица: Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Катран" (далее - ООО "Катран", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации муниципального района Кошкинский Самарской области (далее - Комитет, ответчик) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 15.10.2010 N 14/10 в сумме 7 974 516,80 руб. и пеней в сумме 63 504,83 руб. за просрочку исполнения ответчиком обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить названные решение и постановление судов, считая, что судами не применен закон, подлежащий применению, неполно выяснены фактические обстоятельства дела и выводы судов не соответствуют этим обстоятельствам.
ООО "Катран" в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
До начала рассмотрения кассационной жалобы от Комитета поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки его представителя.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, при наличии желания принять участие в судебном заседании Комитет мог направить в кассационную инстанцию другого представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, в соответствии с протоколом аукциона от 04.10.2010 между Администрацией сельского поселения Кошки Кошкинского района Самарской области (Заказчик) и ООО "Катран" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 15.10.2010 N 14/10 на выполнение работ по строительству автомобильной дороги в с. Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области, в соответствии с пунктом 1.1 которого Подрядчик обязался выполнить собственными и (или) привлеченными силами и средствами работы по строительству автомобильной дороги по ул. Победы в с. Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области на условиях контракта, а Заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы на условиях контракта.
Согласно пункту 2.1 контракта стоимость контракта составляет 16 705 264 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость).
Заказчик обязался произвести оплату выполненных Подрядчиком работ по контракту за счет средств областного и местного бюджета в течение 45 календарных дней после предъявления Подрядчиком к оплате подписанных сторонами актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика (пункт 3.1 контракта).
На основании пунктов 5.1, 5.2 контракта Подрядчик обязался выполнить работы в срок с даты заключения контракта по 30.11.2010 в соответствии с графиком производства работ (приложение N 1 к контракту).
Пунктом 7.2 контракта предусмотрена ответственность за просрочку исполнения Заказчиком обязательства по оплате выполненных по контракту работ в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пени, от невыплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
В соответствии с дополнительным соглашением от 21.10.2010 N 1 к муниципальному контракту от 15.10.2010 N 14/10 Администрация сельского поселения Кошки Кошкинского района Самарской области (Старый заказчик) передала с согласия ООО "Катран", а Комитет (Новый заказчик) принял на себя в полном объеме права и обязанности Заказчика по муниципальному контракту от 15.10.2010 N 14/10. Новым заказчиком утверждены локальные ресурсные сметные расчеты.
Общество выполнило обусловленные муниципальным контрактом от 15.10.2010 N 14/10 работы на сумму 8 809 779,96 руб. и сдало их результат Комитету по актам формы КС-2 и справкам формы КС-3, которые подписаны последним без замечаний.
Платежным поручением от 22.10.2010 N 283 ответчик произвел частичную оплату выполненных работ в сумме 835 263,16 руб., оставшаяся часть работ стоимостью 7 974 516,80 руб. оплачена не была.
Претензия истца о погашении образовавшейся задолженности, полученная ответчиком 18.01.2011, оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что результат работ истца принят ответчиком по актам от 29.10.2010 и от 30.11.2010, срок оплаты работ наступил, однако оплата спорной задолженности ответчиком не произведена.
Приняв во внимание условия договора и обстоятельства дела, проверив представленный истцом расчет задолженности и пеней и признав его правильным, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 702, 740, 762 ГК РФ, суды обоснованно пришли к выводу о правомерности требований истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 7 974 516,80 руб. и пеней в сумме 63 504,83 руб.
Как правильно отметили судебные инстанции, наличие в контракте условия о его финансировании за счет средств областного бюджета само по себе не освобождает муниципального заказчика от исполнения обязанности по оплате работ, поскольку обязательства по оплате выполненных работ возникают по данному контракту у заказчика, то есть у муниципального учреждения, которое, заключая контракт, обязано было проявить должную заботливость и осмотрительность, предусмотрев и обеспечив такой источник финансирования предусмотренного контрактом мероприятия, который позволил бы своевременно исполнить принятые на себя обязательства по оплате работ. Принятие на себя бюджетным учреждением гражданско-правовых обязательств сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы расходов и доходов не является основанием для отказа в иске при принятии учреждением обязательств сверх таких лимитов (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Доводы Комитета, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются кассационной инстанцией, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу N А55-1961/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание условия договора и обстоятельства дела, проверив представленный истцом расчет задолженности и пеней и признав его правильным, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 702, 740, 762 ГК РФ, суды обоснованно пришли к выводу о правомерности требований истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 7 974 516,80 руб. и пеней в сумме 63 504,83 руб.
Как правильно отметили судебные инстанции, наличие в контракте условия о его финансировании за счет средств областного бюджета само по себе не освобождает муниципального заказчика от исполнения обязанности по оплате работ, поскольку обязательства по оплате выполненных работ возникают по данному контракту у заказчика, то есть у муниципального учреждения, которое, заключая контракт, обязано было проявить должную заботливость и осмотрительность, предусмотрев и обеспечив такой источник финансирования предусмотренного контрактом мероприятия, который позволил бы своевременно исполнить принятые на себя обязательства по оплате работ. Принятие на себя бюджетным учреждением гражданско-правовых обязательств сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы расходов и доходов не является основанием для отказа в иске при принятии учреждением обязательств сверх таких лимитов (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации")."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 декабря 2011 г. N Ф06-10605/11 по делу N А55-1961/2011