г. Казань |
|
11 июля 2014 г. |
Дело N А12-26448/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице "Волгоградэнерго" - Дмитриева Р.П., доверенность от 10.01.2014 N 24; Бондаренко В.А., доверенность от 27.12.2013 N 9; Шоркиной О.Н., доверенность от 13.01.2014 N 23,
открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Халанского М.А., доверенность от 30.12.2013 N 46; Кострюкова А.А., доверенность от 20.06.2014 N 210; Крайнова А.В., доверенность от 30.12.2013 N 115,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго", г. Волгоград, и открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.10.2013 (судья Сапова А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Дубровина О.А., Жаткина С.А.)
по делу N А12-26448/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице "Волгоградэнерго", г. Волгоград (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) к открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523) о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии,
и по встречному исковому заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице "Волгоградэнерго", г. Волгоград (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) о взыскании стоимости потерь электрической энергии,
с участием третьих лиц: муниципального унитарного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети", г. Волгоград (ОГРН 1023402460620, ИНН 3441010181); муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство", г. Волгоград (ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130); Волгоградского открытого акционерного общества "Химпром", г. Волгоград (ОГРН 1023404290800, ИНН 3447006030); открытого акционерного общества "Котельниковский элеватор", Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково (ОГРН 1023405962007, ИНН 3413004570),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт") о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных за период с 01.07.2012 по 30.09.2012 по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 23.07.2010 N 3470100886 в размере 539 399 150,85 руб.
В свою очередь ОАО "Волгоградэнергосбыт" было подано встречное исковое заявление, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ОАО "МРСК Юга" о взыскании стоимости потерь за период с 01.07.2012 по 30.09.2012 в размере 251 971 572,26 руб.
Решением Арбитражного Волгоградской области от 18.10.2013 первоначальные исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пользу ОАО "МРСК Юга" взыскано 378 545 136,42 руб. задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за период с 01.07.2012 по 30.09.2012, а также 140 358,08 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Встречные исковые требования удовлетворены в полном объёме. С ОАО "МРСК Юга" в пользу ОАО "Волгоградэнергосбыт" взыскано 251 791 572,26 руб. стоимости потерь в электрических сетях за период с 01.07.2012 по 30.09.2012, а также 158 465,25 руб. в счет возмещения судебных расходов.
По результатам произведенного зачета первоначальных и встречных однородных требований в отношении задолженности и судебных расходов окончательно с ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пользу ОАО "МРСК Юга" взыскано 126 753 564,16 руб. задолженности.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 решение Арбитражного Волгоградской области от 18.10.2013 изменено. С ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пользу ОАО "МРСК Юга" взыскано 490 338 980,82 руб. задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за период с 01.07.2012 по 30.09.2012, а также 180 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
С ОАО "МРСК Юга" в пользу ОАО "Волгоградэнергосбыт" взыскано 51 283 407,40 руб. стоимости потерь в электрических сетях за период с 01.07.2012 по 30.09.2012, а также 2000 руб. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
С ОАО "МРСК Юга" в пользу ОАО "Волгоградэнергосбыт" взыскано 39 000 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате за проведенную по настоящему делу экспертизу.
Произведен зачет первоначальных и встречных однородных требований в отношении задолженности и судебных расходов.
По результатам произведенного зачета окончательно с ОАО "Волгоградэнергосбыт" в пользу ОАО "МРСК Юга" взыскано 439 055 573,42 руб. задолженности, а также 139 000 руб. в счёт возмещения судебных расходов понесённых по настоящему делу.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "МРСК Юга" и ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратились с кассационными жалобами.
ОАО "МРСК Юга" просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении первоначальных требований и удовлетворения встречных исковых требований, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования ОАО "МРСК Юга" удовлетворить полностью, в удовлетворении встречных исковых требований отказать, ссылаясь на нарушения при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, сделанных судами, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
ОАО "МРСК Юга" в кассационной жалобе указывает, что суд апелляционной инстанции руководствовался исключительно выводами сделанными в заключении проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" (далее - ООО "Региональный экспертный центр") судебной экспертизы, при этом в судебном акте не содержится ни одного вывода относительно результатов оценки иных доказательств по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, экспертное заключение, проведенное ООО "Региональный экспертный центр", основано на применении методики подсчета объема потребленного физическими лицами энергоресурса, не соответствующей действующему законодательству и правоприменительной практике, установленной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10.
Из заключения экспертизы следует, что эксперт применил нормативы потребления электрической энергии исключительно в случаях отсутствия индивидуальных приборов учета у абонентов, а не общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
Кроме того, эксперт определил объемы оказанных услуг и потерь на основании данных об оплате учтенных в квитанциях, представленных потребителями, что противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.03.2010 N 7445/09.
Заявитель также не согласен с количеством точек поставки потребителей, определенных в экспертном заключении, утверждая, со ссылкой на материалы заключения, что оно существенно занижено.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" также ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного Волгоградской области от 18.10.2013.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2014 в составе: председательствующего судьи Федоровой Т.Н., судей Хайбулова А.А., Махмутовой Г.Н., в соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы ОАО "МРСК Юга" было отложено на 01.07.2014 на 11 часов 40 минут.
Распоряжением от 01.07.2014 N 30 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Махмутовой Г.Н. в связи с ее нахождением в отпуске на судью Филимонова С.А., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 01.07.2014 был объявлен перерыв до 09 часов 20 минут 08.07.2014. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа находит, что постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрении в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.07.2010 между ОАО "МРСК Юга" (исполнитель) и ОАО "Волгоградэнергосбыт" (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 3470100886 (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действии, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, смежным сетевым организациям, производителям электрической энергии, лицам, не оказывающим услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Договор действует в редакции протокола разногласий, протокола согласования разногласий от 01.02.2011.
Согласно пункту 5.2 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 01.02.2011) ОАО "МРСК Юга" по итогам расчетного периода, с учетом данных заказчика, представляемых в соответствии с Приложением 7 к договору формирует объем электрической энергии, отпущенной потребителям, в смежные сетевые организации и территориальные сетевые организации из электрических сетей исполнителя, и представляет заказчику в срок до 12 числа месяца следующего за расчетным: ведомость объемов поставленной электроэнергии (Приложение 6 к Приложению 7 к договору); акт об оказании услуг по передаче электроэнергии за расчетный месяц (Приложение 10 к договору); расчет объема и стоимости услуг по передаче электрической энергии по сетям исполнителя за расчетный месяц (Приложение 5 к Приложению 7 к договору); акты приема-передачи электрической энергии в ССО, ТСО; расчет объемов электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях (Приложение 1 к Приложению 8 к договору).
Во исполнение условий договора ОАО "МРСК Юга" в июле-сентябре 2012 года оказало ОАО "Волгоградэнергосбыт" услуги по передаче электроэнергии.
Неоплата оказанных услуг по передаче электрической энергии послужила основанием для обращения ОАО "МРСК Юга" в арбитражный суд с первоначальными исковыми требованиями.
В свою очередь ОАО "Волгоградэнергосбыт" заявило встречные исковые требования о взыскании с ОАО "МРСК Юга" задолженности по оплате стоимости потерь в электрических сетях за период с 01.07.2012 по 30.09.2012.
Частично удовлетворяя первоначальные исковые и встречные исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), действовавшими в спорный период.
Кроме того, при принятии оспариваемого судебного акта Двенадцатый арбитражный апелляционный суд руководствовался заключением эксперта ООО "Региональный экспертный центр" от 30.09.2013 по результатам проведения судебной экспертизы по настоящему делу.
В силу пункта 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), действовавших в спорный период, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящего документа.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Пунктом 117 Основных положений предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Согласно пункту 2 Основных положений "точка поставки на розничном рынке" - место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии (внутри границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных правилами оптового рынка электрической энергии и мощности) либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Правил N 861 "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Пунктом 89 Основных положений N 530 определено, что количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, независимо от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления, и, соответственно от того, кто приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию для снабжения многоквартирного дома, определение объемов поставленной электрической энергии в соответствии с действующим законодательством должно осуществляться на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 6 и 7 Правил N 861 следует, что услуги по передаче электрической энергии могут оказываться как конечным потребителям, так и сбытовой либо сетевой организациям.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпункт "б" пункта 14 Правил N 861 гласит, что при исполнении договора потребитель услуги обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Пункт 145 Основных положений устанавливает расчетные способы определения объема потребления электрической энергии потребителем в случае выявления неисправности или утраты расчетного прибора учета, а также в случае отсутствия контрольного прибора учета. При этом в пункте 145 Основных положений содержится прямая оговорка о том, что предусмотренные им расчетные способы не подлежат применению к гражданам-потребителям и потребителям, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ х А.
Как следует из абзаца третьего пункта 147 Основных положений, в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Основные положения применительно к порядку определения объема полезного отпуска электрической энергии гражданам-потребителям содержат прямое указание о применимости к этим отношениям положений жилищного законодательства.
Практика применения положений жилищного законодательства, регулирующих порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный жилой дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета, при наличии в жилых помещениях у проживающих в таком доме граждан индивидуальных приборов учета установлена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10 и заключается в том, что названный объем подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, установленных в соответствии с жилищным законодательством. При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета не принимаются во внимание.
Указанный вывод соответствует также правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 N 9797/11.
Таким образом, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в названных постановлениях действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению допускает учет фактического потребления электроэнергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между сетевой организацией (применительно к спорным правоотношениям) и абонентом, либо расчетным путем, исходя из количества жителей и утвержденных нормативов.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ установлено, что порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 861, размер фактических потерь определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. При этом сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Таким образом, определение потерь в электрических сетях напрямую зависит от объема электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенной к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Согласно пунктам 120, 121 Основных положений потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями, и свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с разделом VII настоящего документа. Сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (далее - смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
В случае отсутствия в месте присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электрической сети и (или) в месте присоединения электрических сетей разных собственников (законных владельцев) прибора учета либо в случае несоответствия такого прибора учета установленным требованиям определение величины потребленной (переданной в электрические сети иных собственников (владельцев) сетей) электрической энергии осуществляется в установленном разделом XII настоящего документа порядке (пункт 122 Основных положений).
Таким образом, анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод, что установленный статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 19, 25 Правил N 307 порядок применим к отношениям между сетевой организаций и энергоснабжающей организацией при определении объема фактического отпуска из сетей сетевой организации гражданам потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
Указанная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 9797/11.
В силу абзаца 3 статьи 16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", пункта 61.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов" для арбитражных судов Российской Федерации постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики являются обязательными.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
Из материалов дела усматривается, что в целях определения объемов отпуска электроэнергии и потерь в электрических сетях судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза по делу, которая была поручена ООО "Региональный экспертный центр".
О проведении по делу повторной экспертизы по настоящему делу ОАО "МРСК Юга" отказалось.
Таким образом, при определении объема потребления электроэнергии суд апелляционной инстанции принял за основу экспертное заключение ООО "Региональный экспертный центр".
Судебная коллегия, исходя из пределов рассмотрения дел в арбитражном суде кассационной инстанции и ее полномочий при проверке законности судебных актов, считает, что при принятии оспариваемых судебных актов не учтено следующее.
Как следует из пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Согласно статье 16 указанного закона эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
Из исследовательской части экспертного заключения усматривается и сторонами не оспаривается, что экспертом при определении объемов потребления электрической энергии потребителями - физическими лицами использованы показания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в квартирах граждан.
При этом сторонами не оспаривалось, что указанные методы расчета также были применены экспертом при определении объема потребленной электроэнергии физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, а в случаях, когда у граждан отсутствовали индивидуальные приборы учета, либо когда показания приборов учета определены в документах как "0", эксперт для указанных потребителей использовал нормативы, установленные уполномоченными органами для граждан.
Обоснованность расчета, при наличии таких обстоятельств, судом апелляционной инстанции оставлена без внимания.
Отклоняя возражения ОАО "МРСК Юга" о неправильном определении экспертом объема электроэнергии, потребленной физическими лицами, проживающими в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, апелляционный суд ограничился лишь указанием на то, что данные возражения не подтверждены заявителем и материалами дела.
В нарушение положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не проверил, соответствует ли примененная экспертом методика определения объема фактического отпуска электроэнергии из сетей сетевой организации гражданам потребителям, проживающим в многоквартирных домах, положениям жилищного законодательства, Правилам N 307, а также иным вышеприведенным нормам материального права, равно как и правоприменительной практике, изложенной в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В силу части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии со статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в постановлении обязан указать обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Отсутствие надлежащей правовой оценки доводам сторон по делу и, как следствие, ненадлежащее исследование представленных в дело доказательств, судебная коллегия считает нарушением положений статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которое могло повлечь принятие неправильного судебного акта, что является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное, с учетом доводов сторон проверить методику, примененную экспертом в экспертном заключении от 25.10.2013 при определении объема фактического отпуска электрической энергии из сетей сетевой организации потребителям, на предмет соответствия нормам действующего в спорный период законодательства, на которые было указано судом кассационной инстанции, и, соответственно, оценить правильность выводов эксперта, дать оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимосвязи.
Исследовав и оценив указанные судом кассационной инстанции в настоящем постановлении обстоятельства, суду апелляционной инстанции принять законный судебный акт, основанный на правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
А.А. Хайбулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 3 статьи 16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", пункта 61.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов" для арбитражных судов Российской Федерации постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики являются обязательными.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
...
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2014 г. N Ф06-6838/13 по делу N А12-26448/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6838/13
30.05.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4376/14
28.02.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11681/13
18.10.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26448/12